Картина «1918-й год» — важнейшая работа для Урала 1960-х годов. Она вызвала споры сразу, как появилась. Дело в том, что Владимир Ленин тут показан не мягким и мудрым советчиком, а сильным и, возможно, жестким правителем. Такой образ выбивался из устоявшейся в СССР традиции, поэтому современники воспринимали полотно как некий вызов. Молодежь ставила к нему цветы, власти обсуждали его запрет.
Важно, что Брусиловский и Мосин при всей необычности сюжета изобразили привычный набор образов. В 1960-х годах люди мигом узнавали каждый элемент композиции: вождя и его соратников, солдат в шапках-буденовках, архитектуру Красной площади, революционные флаги. Искусствовед Евгений Алексеев писал, что авторы даже не меняли глубинный смысл знаков:
Важно, что Брусиловский и Мосин при всей необычности сюжета изобразили привычный набор образов. В 1960-х годах люди мигом узнавали каждый элемент композиции: вождя и его соратников, солдат в шапках-буденовках, архитектуру Красной площади, революционные флаги. Искусствовед Евгений Алексеев писал, что авторы даже не меняли глубинный смысл знаков: