Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Отечественное искусство советского периода»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

1918-й год

Время создания
1962 год
Место создания
Свердловск
Размер
300x400 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#1
Брусиловский М.Ш., Мосин Г.С.
1918-й год
#2
Картина «1918-й год» — важнейшая работа для Урала 1960-х годов. Она вызвала споры сразу, как появилась. Дело в том, что Владимир Ленин тут показан не мягким и мудрым советчиком, а сильным и, возможно, жестким правителем. Такой образ выбивался из устоявшейся в СССР традиции, поэтому современники воспринимали полотно как некий вызов. Молодежь ставила к нему цветы, власти обсуждали его запрет.

Важно, что Брусиловский и Мосин при всей необычности сюжета изобразили привычный набор образов. В 1960-х годах люди мигом узнавали каждый элемент композиции: вождя и его соратников, солдат в шапках-буденовках, архитектуру Красной площади, революционные флаги. Искусствовед Евгений Алексеев писал, что авторы даже не меняли глубинный смысл знаков:
#7
Собор Василия Блаженного — свидетель грандиозных смут и мятежей <…>. Кремлевская стена — новый революционный некрополь, своеобразный памятник братоубийственной войны. Трибуна — наследник Лобного места и предшественник гранитного Мавзолея. Динамично закрученные красные полотнища — негасимое пламя революции.
#6
Но чем привычнее были символы, тем острее ощущалось нечто странное. Многих смутил сам образ вождя, написанный как на плакате. Резкие очертания головы, тяжелый подбородок, отсутствующий взгляд — все это не вписывалось в привычное восприятие мудрого и доброго правителя.

Особенно привлекал внимание широко открытый рот вождя. Евгений Алексеев писал, что образ человека, призывающего к атаке, не всегда был положительным даже на революционных плакатах:
#5
Широко открытые рты буржуев, белогвардейцев и попов, кричащих от страха и бессильной злобы, можно увидеть в карикатурах и плакатах.
#4
Картина будоражила зрителей не только своим сюжетом, но и совмещением разных художественных приемов. Геннадий Мосин, прославившийся своими монументальными работами, сотрудничал с Мишей Брусиловским — известным экспериментатором. Можно предположить, что смелые стилизации и необычное построение композиции в картину привнес именно Брусиловский. Хотя наверняка этого утверждать нельзя: в картине нет живописных приемов, в которых точно узнавался бы один из авторов. А сами художники так и не признались, кто из них за что отвечал. Миша Брусиловский вообще отшучивался:
#9
Генa писал, а я кисти мыл.
#8
Тем не менее каждый внес большую лепту, и в итоге полотно получилось многогранным и живым. В нем гармонично сочетаются плакатность в духе «сурового стиля» и натуральность отдельных образов: текстурный рисунок древесины, проработанность складок на ткани, портретное сходство отдельных персонажей.

После долгих сомнений партия допустила «1918-й год» к выставкам. Но картина все же балансировала на грани неофициального искусства, ведь авторам удалось передать двойственное ощущение трагического времени. Полотно стало остросоциальным, своевременным и повлияло на целое поколение следующих уральских художников.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

1918-й год

Время создания
1962 год
Место создания
Свердловск
Размер
300x400 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%