Илья Иванович Машков (1881—1944) — русский и советский художник, педагог. Участник объединения «Мир искусства», в советское время член Общества московских художников, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1900—1904, 1907—1908) у А.Е. Архипова, В.А. Серова, К.А. Коровина. Член–учредитель и секретарь одного из самых ранних объединений русских художников–авангардистов «Бубновый валет».
Натюрморты Ильи Машкова всегда отличает особая энергичность, буйство цвета и праздничная пышность. Художник даже в обыденных застольных сценах неизменно находил интонацию изобилия и восторга, любования предметами и деталями. Натюрморт из собрания Сочинского художественного музея только подтверждает эти слова, вызывая у зрителя непередаваемое чувство радости, красоты, природной благодати.
И дело не только в количестве и разнообразии плодов на картине: она богата еще и своим колоритом, тонкостью оттенков, глубиной и воздушностью изображаемого пространства. Машков очень внимательно работает с цветом: обратите внимание, как на полотне раскрывается контраст теплых и холодных оттенков. Теплые, охристо-зеленоватые краски, которыми написаны участки света, приобретают особую звучность и выразительность в соседстве с густыми, насыщенными синими и фиолетовыми тенями. Каждый изображенный объект имеет сложную цветовую структуру, и для зрителя это в некотором роде визуальная тренировка: продолжительное рассмотрение натюрморта открывает перед нами все большее и большее цветовое многообразие. Мы становимся восприимчивы к цветовым нюансам и переходам, а сама техника наложения масла на холст как бы распадается в нашем взгляде на отдельные мазки. Такой прием работы с цветом и сама живописная техника — виртуозно освоенный Машковым опыт художественных практик прошлых эпох.
К 1930–м годам, когда был написан натюрморт, Машков прошел длинный и насыщенный путь творческого становления — от следования идеям постимпрессионизма и эпатажных опытов авангарда 1910–х до соцреалистической программы с установкой на укрепление советского духа. Это позднее его полотно сполна отвечает запросам соцреалистического искусства и духу времени в целом: оно уже не экспериментально, как прежде, и всем своим построением несет внятный посыл о плодородии и изобилии природных даров, — немного в духе фламандских натюрмортов Франса Снейдерса. Однако, с другой стороны, оно сохраняет и перерабатывает опыт французского импрессионизма, картин Сезанна и пуантилизма — техники написания полотен мазками или точками разных оттенков для наиболее выразительного восприятия цвета.
Машков обращает художественные эксперименты в полотнах в идейную пользу: именно благодаря разнообразию и необычности живописной техники его натюрморты выглядят так пышно и даже празднично. Ему одному из немногих удалось привнести в советское официальное искусство элемент свободы в работе с формой — и этот натюрморт есть настоящий синтез новизны и тематической актуальности.