Картина Ильи Ивановича Машкова «Новодевичий монастырь» (1912–1913) хранится в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И.И. Машкова, а в Урюпинске есть ее копия, написанная старшеклассницами лицея г. Волгограда — Ю. Александриной, Ю. Востриковой, Е. Черкесовой.
Впервые работа была представлена в 1914 году на выставке «Мир искусства».
Пейзаж демонстрирует особенности особой эстетики «Бубнового валета» — московского модернистского художественного объединения, сыгравшего особую роль в отечественном искусстве.
Слава пришла к И. Машкову прежде всего как участнику этой группы, организованной в 1911 году.
Машков, сильнее всех связанный с примитивизмом, был одной из самых колоритных фигур «Бубнового валета», фактически, определившей облик группировки. Он ярче всех воплощал присущее «валетам» «богатырство». Его живопись отличалась стремление к активизации цвета, подчеркнутой декоративности колористических сочетаний; цветовую моделировку объема; повышенную энергию живописной кладки; тяготение к ясным уравновешенным композициям; лаконичность рисунка. Восприимчивость к героическим, богатырским аспектам действительности, гипертрофия масштабов, пафосно-эпическая интонация, мажорный строй образов, определяя путь развития художника, отражали поиски значительного в искусстве.
Машков, сильнее всех связанный с примитивизмом, был одной из самых колоритных фигур «Бубнового валета», фактически, определившей облик группировки. Он ярче всех воплощал присущее «валетам» «богатырство». Его живопись отличалась стремление к активизации цвета, подчеркнутой декоративности колористических сочетаний; цветовую моделировку объема; повышенную энергию живописной кладки; тяготение к ясным уравновешенным композициям; лаконичность рисунка. Восприимчивость к героическим, богатырским аспектам действительности, гипертрофия масштабов, пафосно-эпическая интонация, мажорный строй образов, определяя путь развития художника, отражали поиски значительного в искусстве.
Творческая эволюция Машкова оказалась стремительна. Уже в 1913 году, в момент написания «Новодевичьего монастыря», он уходит от явного примитивизма. Работа демонстрирует шокировавшее современников сочетание постимпрессионистических и модернистских приемов с глубоко традиционными чертами в композиции, восходящими к классицизму. Геометрическая четкость объемов, равновесие композиции придают пейзажу устойчивость и монументальность.
В «Новодевичьем монастыре» уже нет мощной объемной лепки фактуры, но сохраняются цветовые гиперболы. Напряжение контуров, цвета, форм выявляют значительность образа, значительность жизни. Активно подчеркивается весомость всех изображаемых объектов, будь то башни, облака, или отражения в воде.
Однако, в отличие от более ранних пейзажей, это мир динамичный — растущий, подвижный. Художник, как и в более ранних пейзажах, не ставил задачей показать состояние природы. Он выразил идею могучих сил земли, радости жизни, метафорически воплощенную в концентрированной живописно-пластической формуле.