Шрифт
Цвет
Графика
archive
Permanent Exhibition
#2

Масштабную и яркую картину развития русского изобразительного искусства представляет постоянно действующая выставка «Русское искусство ХIХ–ХХ вв.», которая знакомит с произведениями, представляющими разнообразие тенденций в русском изобразительном искусстве этого периода (классицизм, романтизм, реализм и зарождающийся в первой половине XX века социалистический реализм). Уникальность собрания заключена не только в исторически важной иллюстрации творчества великих русских художников, но и в том, что волею судеб и благодаря специфике «курортной столицы России» в нашем музее оказались произведения исключительной самобытности, которых нет в крупнейших музея страны.


История формирования постоянной экспозиции словно зеркало тех процессов и явлений, которые происходили в истории и культуре нашей родины. Можно сказать, что история Сочинского художественного музея началась в 1972 году, когда проходила реконструкция здания «Дома Уполномоченного», и до 1988 года музей назывался выставочным залом изобразительного искусства. Научные сотрудники помимо выставочной работы уже вели активную собирательскую деятельность. На протяжении всего времени существования музея фонды пополнялись за счет закупок Министерства культуры и выделения средств из городского бюджета. Первые посетители Зала могли увидеть небольшую постоянную экспозицию советской живописи. Сейчас она занимает основную часть площади музея. Большое количество произведений живописи 1920–1950-х годов ХХ века было передано в фонды музея сочинскими здравницами на постоянное хранение.


Сочинский художественный музей изначально был ориентирован на комплектование предметов советского искусства. Именно этим обстоятельством объясняется малочисленность собрания дореволюционного искусства XIX века. В то же время, начиная с середины 1980-х годов, музей стал активно приобретать произведения русских мастеров, оставивших важный след в истории отечественного изобразительного искусства.


Раздел русского искусства XIX века в целом можно рассматривать как одну из страниц истории императорской Академии художеств и взаимоотношений с ней художников различных творческих устремлений. Так, в коллекции музея широко представлено творчество художников-маринистов первой половины XIX века, с которого начинается обзор постоянной экспозиции. Среди академических работ два живописных произведения из коллекции Сочинского художественного музея принадлежат кисти великого мариниста И.К. Айвазовского. Среди марин также представлены работы И.А. Вельца, Л.Ф. Лагорио и Н.Н. Дубовского.


Значительную часть собрания русской живописи и второй половины XIX века составляют произведения передвижников, которые своим творчеством стремились пробудить сочувствие к жизни и страданиям простого человека. В экспозиции музея находится произведение М.К. Клодта «Русская деревня» 1870 года, художника, стоявшего у истоков передвижничества. В собрании музея творчество художников-передвижников также представлено порою знаменитыми именами, но зачастую не самыми знаменитыми картинами. Это, прежде всего, картины И.И. Шишкина и В.Д. Поленова, А.А. Киселева и Е.Е. Волкова.


Произведения целого ряда пейзажных работ второй половины XIX века демонстрируют расцвет национального реалистического пейзажа. Эти работы многообразны по тематике, по художественному образному строю, но все они согреты любовью живописцев к родной земле. Объединенные этим лирически проникновенным отношением к изображаемому авторы: В.Д. Орловский, В.Ф. Коренев, И.Е. Крачковский, С.И. Васильковский и К.А. Трутовский.


Музейная коллекция русской живописи начала XX века содержит ряд характерных для этого периода произведений. Большое значение в истории русского пейзажа имеет творчество так называемых куинджистов — последователей Архипа Ивановича Куинджи с его оригинальными поисками романтического образов природы и колористическими экспериментами. В постоянной экспозиции нашего музея Вы можете познакомиться с работами одного из наиболее последовательных учеников Куинджи — В.И. Зарубина, самобытного пейзажиста его мастерской — А.А. Рылова, учредителя Общества художников имени А.И. Куинджи — К.Я. Крыжицкого. Среди жемчужин собрания музея одной из самых ярких по праву считается картина К.Ф. Богаевского, талант которого отмечал Архип Иванович, — «Южный берег Крыма. Киммерия (Героический пейзаж)» 1937 года. Картина поступила в коллекцию музея из сочинского санатория имени Серго Орджоникидзе.

#4

Экспозиция

#5

Сложный период развития русского искусства начала XX века представлен в музейной коллекции рядом характерных для своего времени произведений. Среди них особо следует отметить работу А.Е. Архипова «Зимнее утро», работу художника, закончившего Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Значительный по качеству блок собрания составляют также работы авторов, входивших в Союз русских художников. Работа, созданная в соавторстве С.Ю. Жуковского и К.И. Горбатова «Ранняя весна (Голубые тени)» 1922 года показывает ту самую живописную манеру письма и мотивы первых русских импрессионистов. К мастерам Союза также относится Л.В. Туржанский, представленный в экспозиции яркой работой «Куры». Полностью понять и раскрыть художественный дух начала XX века Вам помогут пейзажи Д.Д. Бурлюка и Н.И. Фешина.


Творческие устремления художественной группировки «Бубновый валет» раскрывают живописные полотна А.В. Куприна, И.И. Машкова и П.П. Кончаловского. Работы включают как натюрморты, так и пейзажи, которые стоят в ряду лучших достижений мастеров данного объединения.

#6

Экспозиция

#7

Значительная часть собрания живописи нашего музея хронологически относится к 1930-1950-м годам. Большинство живописных произведений данного периода поступило из сочинских здравниц. Этим объясняется отрадная тематика, обилие пейзажей и натюрмортов и почти полное отсутствие историко-революционных сюжетов. В зале XX века посетителей встречают народная артистка СССР Марина Семенова и заслуженный артист РСФСР Сергей Корень, изображенные на театральном портрете, выполненного художником, театральным декоратором П.В. Вильямсом во время гастролей труппы Большого театра в городе Сочи. С одной из страниц истории города связано и создание картины 1931 года «Италия» И.И. Бродского. В начале 30-х годов прошлого века он получил заказ от сочинского санатория им. Мориса Тореза написать картину для одного из интерьеров здравницы. Выполняя заказ, художник сделал авторское повторение картины «Италия» 1911 года (Государственная Третьяковская галерея). К работам данного периода относятся также произведения именитых художников: Б.Н. Яковлева, Б.В. Щербакова, А.И. Лактионова, А.М. Герасимова и В.К. Бялыницкого-Бируля.


Поколение художников, получившее известность в начале 1960-х годов, внесло особый вклад в искусство времени хрущевской «оттепели». В собрании музея оно представлено произведениями Б.А. Тальберга, П.П. Оссовского, А.А. Тутунова, И.А. Попова и Н.И. Нестеровой.


Завершает постоянную экспозицию Сочинского художественного музея запоминающееся произведение Д.Д. Жилинского «Белая лошадь». Сочинец по рождению, Дмитрий Дмитриевич Жилинский всю свою жизнь возвращался в Сочи. Здесь он часто жил подолгу и написал множество картин. В 2019 году Сочинскому художественному музею было присвоено имя художника.

#8

Экспозиция

read morehide
Сочинский художественный музей им. Д.Д. Жилинского
Phone
+7 (862) 262-24-40
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Address
Open in app

Exhibition catalog

Каталог

View mode
next
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!
Начать тест
Узнать больше о викторине

Available in collections

We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%
%title%
%title%%type%