Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
#1
Илья Машков
Натюрморт с рыбами
#3
Илья Машков написал натюрморт с рыбами и фруктами в конце 1910-х годов. Художник не стремился фотографически изобразить предметы. В отличие от академических картин (где всегда требуется точно передавать фактуры — бархатистую поверхность груш, блеск кожицы у яблок) Илья Машков сосредоточился на красочности и объемности предметов. В его картине всё как будто «сделано» из мазков краски.
 
Чтобы понять, почему он выбрал такой метод, нужно обратиться к идеям художественной группы «Бубновый валет» и вспомнить, какую роль в ее философии сыграл Поль Сезанн и русское народное искусство.
#4

«Бубновый валет»

#15
Илья Машков. Автопортрет и портрет П.П. Кончаловского. 1910. © Государственный Русский музей
#5
С «Бубнового валета» началась история русского авангарда. У истоков группы стояли Илья Машков, Петр Кончаловский, Михаил Ларионов и другие художники. Официально группа существовала с 1911 по 1917 годы. Творчество «валетов» отличалось особой красочностью: они стремились избавить живопись от нравоучительных ноток, и в полную силу выявить сами по себе цвет, линию и форму. Название «Бубновый валет» было дано с легкой руки Михаила Ларионова: оно намекало на шулерство, ведь карточные игры ассоциировались у людей с надувательством. Такой отсылкой художники подтрунивали над чопорным отношением к искусству.
#6

Поль Сезанн и городские вывески

#7
К началу 1910-х в России находилось много картин Поля Сезанна — купцы Сергей Щукин и Иван Морозов коллекционировали его работы. Бубнововалетовцы видели эти полотна. Они загорелись их философией: Сезанн считал, что природу нужно рассматривать как соотношение геометрических форм и старался выявить во всех предметах их монументальные основы. Причем, не с помощью света и тени, а делая акцент на силу цвета. Вслед за Сезанном русские художники начали писать предметы яркими, цельными и крепкими (при этом значительно их упрощая).
#11
Поль Сезанн. Натюрморт «Сахарница, груши и скатерть». 1894. POLA Art Foundation, Tokyo, Japan © сезанн.рф
#12
Важно, что они не копировали французского гения, а перенесли его идеи на родную почву. «Валеты» с интересом изучали грубоватую живопись провинциальных мастеров: магазинные вывески, трактирные подносы, лубочные картинки. В кустарном искусстве, которое не учитывало ни классических схем композиции, ни правил перспективы, художники видели настоящую искренность.
#9

Илья Машков и искусство натюрморта

#10
Илья Машков жил с 1881 по 1944 годы. Он работал в разных жанрах: писал портреты, пейзажи, натюрморты. Все они выделялись особой яркостью, фактурностью, экспрессивными мазками. Но особенно он знаменит именно натюрмортами. Критик Сергей Маковский писал, что они «поражают силой живописного размаха и какой-то басовой звучностью красок».
#14
Натюрморты Ильи Машкова
#13
Специалисты выделяют три направления его натюрмортов: примитивистские с подчеркнуто-черными контурами; реалистичные с более приглушенными цветами; пограничные работы, совмещающие в себе оба подхода.

Натюрморт с рыбами из коллекции НГХМ относится скорее ко второй категории: в картине хорошо различается рыбья чешуя и металлический блеск блюда, предметы не усилены подчеркнуто-жирными черными контурами. Хотя вихрь красочных мазков всё же не дает забыть, что художнику важно вылепить формы именно красками, а не светом и тенью.
#2
read morehide
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%