Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
#1

«Учительница» Фёдора Рерберга (1856—1938) — единственный портрет в зале русского искусства Сочинского художественного музея, и тем больше он обращает на себя внимание в ряду пейзажей и натюрмортов.


Красивая девушка в строгом платье словно внимательно слушает невидимого нам собеседника, слегка наклонив голову вправо. В глазах девушки отражается участие. Свет падает на умное, открытое лицо портретируемой, ложится бликами на серебристое платье, на пряди каштановых волос, уложенных в высокую причёску, как это обычно делают учительницы. Никакие предметы интерьера не отвлекают наше внимание от её лица и фигуры. В руках она держит книгу в красной обложке, это атрибут учительницы как символ знания и наставничества. Условный фон, выбранный художником, позволяет нам целиком сосредоточиться на душевных качествах героини.


Какая она, эта молодая учительница? И еще шире — какой он, настоящий учитель? Можно предположить, что этот вопрос был одним из тех, над которым Фёдор Иванович Рерберг размышлял всю свою жизнь. Ему повезло, у него самого были прекрасные педагоги. Например, Павел Чистяков, легенда российского художественного образования, или художник Илья Репин, к чьим советам Рерберг часто прибегал и всегда прислушивался. И уже когда Рерберг сам стал опытным преподавателем, он открыл в 1906 году собственную художественную школу — «Училище Фёдора Ивановича Рерберга», где помимо занятий по рисунку и живописи он читал лекции по истории искусства. Рерберг написал много практических книг для художников, после Революции преподавал на разных советских художественных курсах и в ВУЗах, участвовал в организации Первого Пролетарского музея. Будучи великолепным наставником, прививал ученикам любовь к искусству, стремление совершенствоваться в профессии. О том, каким педагогом был Рерберг, можно прочитать в многочисленных сохранившихся воспоминаниях его учеников. Все без исключения отмечают его доброту, образованность, терпение, скромность, отзывчивость, мудрость — всё то, что мы видим в его Учительнице.


Понимая, что будущий художник — это растущая личность, неповторимая творческая индивидуальность, Рерберг старался найти свой подход к каждому воспитаннику, не давя, но поощряя «собственное видение». Учеником Рерберга был, в частности, Казимир Малевич, которому предстояло сказать самое новое и радикальное слово в искусстве XX века. Этот яркий пример «творческого взлёта» и успеха ученика в мировой истории искусства красноречиво свидетельствует о педагогическом таланте его учителя, Фёдора Ивановича Рерберга. «Плох тот ученик, который не превзошёл своего учителя», говорил великий Леонардо да Винчи. И добавим, плох тот учитель, который не воспитал более успешного ученика.


Вот почему образ Учительницы на картине Фёдора Рерберга — это не просто портрет девушки, это глубокое размышление автора о качествах настоящего педагога, о подлинной духовной красоте человека.

#2
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%