«Учительница» Фёдора Рерберга (1856—1938) — единственный портрет в зале русского искусства Сочинского художественного музея, и тем больше он обращает на себя внимание в ряду пейзажей и натюрмортов.
Красивая девушка в строгом платье словно внимательно слушает невидимого нам собеседника, слегка наклонив голову вправо. В глазах девушки отражается участие. Свет падает на умное, открытое лицо портретируемой, ложится бликами на серебристое платье, на пряди каштановых волос, уложенных в высокую причёску, как это обычно делают учительницы. Никакие предметы интерьера не отвлекают наше внимание от её лица и фигуры. В руках она держит книгу в красной обложке, это атрибут учительницы как символ знания и наставничества. Условный фон, выбранный художником, позволяет нам целиком сосредоточиться на душевных качествах героини.
Какая она, эта молодая учительница? И еще шире — какой он, настоящий учитель? Можно предположить, что этот вопрос был одним из тех, над которым Фёдор Иванович Рерберг размышлял всю свою жизнь. Ему повезло, у него самого были прекрасные педагоги. Например, Павел Чистяков, легенда российского художественного образования, или художник Илья Репин, к чьим советам Рерберг часто прибегал и всегда прислушивался. И уже когда Рерберг сам стал опытным преподавателем, он открыл в 1906 году собственную художественную школу — «Училище Фёдора Ивановича Рерберга», где помимо занятий по рисунку и живописи он читал лекции по истории искусства. Рерберг написал много практических книг для художников, после Революции преподавал на разных советских художественных курсах и в ВУЗах, участвовал в организации Первого Пролетарского музея. Будучи великолепным наставником, прививал ученикам любовь к искусству, стремление совершенствоваться в профессии. О том, каким педагогом был Рерберг, можно прочитать в многочисленных сохранившихся воспоминаниях его учеников. Все без исключения отмечают его доброту, образованность, терпение, скромность, отзывчивость, мудрость — всё то, что мы видим в его Учительнице.
Понимая, что будущий художник — это растущая личность, неповторимая творческая индивидуальность, Рерберг старался найти свой подход к каждому воспитаннику, не давя, но поощряя «собственное видение». Учеником Рерберга был, в частности, Казимир Малевич, которому предстояло сказать самое новое и радикальное слово в искусстве XX века. Этот яркий пример «творческого взлёта» и успеха ученика в мировой истории искусства красноречиво свидетельствует о педагогическом таланте его учителя, Фёдора Ивановича Рерберга. «Плох тот ученик, который не превзошёл своего учителя», говорил великий Леонардо да Винчи. И добавим, плох тот учитель, который не воспитал более успешного ученика.
Вот почему образ Учительницы на картине Фёдора Рерберга — это не просто портрет девушки, это глубокое размышление автора о качествах настоящего педагога, о подлинной духовной красоте человека.