Стойбище Кондон — одно из древнейших поселений в Приамурье. В разное время, по мнению археологов, здесь располагалось более полусотни селений, что говорит об исключительной популярности этой территории. Естественная граница Кондона, большая сопка Кондо-хурэни, издавна слывет священным местом.
Именно сюда, в «столицу» нанайцев бассейна реки Горин, в 1956 году впервые приехал художник Евгений Васильевич Короленко, чтобы поработать на пленэре; сюда же он возвращался множество раз: писал этюды, изучал жизнь сельчан и добился их редкого расположения. Нанайцы ценили художественные таланты и с удовольствием позировали художнику; нанайские бабушки показывали ему образцы старинного искусства — вышивки и серебряные украшения из своих сундуков.
Работы нанайского цикла 1960-х годов созданы в классической манере, и их смело можно рассматривать как этнографическое пособие. К таким работам относится портрет старого охотника Ва Пачарака Самара.
Мужчина одет в праздничный национальный халат с орнаментом (повседневные халаты менее орнаментированные). Любопытен головной убор модели: охотники носили маленькие шапочки на макушке, с наушниками и накидкой, а такие шапки, наподобие капора, носили женщины и пожилые мужчины, которые старались уберечься от холода и сквозняков.
Позднее художник начал активно экспериментировать: нередко пренебрегал кистью, выдавливая краску прямо из тюбика на картон, чтобы запечатлеть сиюминутное состояние природы. В картинах 1970–1980 годов заметны черты стилизации, характерные для иконописи: человеческие фигуры нарочито вытянуты, костюмы залиты одним цветом и почти лишены декора, пейзаж максимально лаконичен и плавно переходит в свечение вокруг центрального образа.
В дальнейшем Евгений Васильевич отошел от отображения культуры коренных народов. Свое решение он объяснял тем, что в среде нанайцев, ульчей, нивхов, удыгейцев, эвенков выросло свое поколение профессиональных художников. Последними произведениями, посвященными этой теме, стали диптих по бересте «Семья охотника» и триптих «В царстве серебряных соболей», выполненный в технологии смальты.
Именно сюда, в «столицу» нанайцев бассейна реки Горин, в 1956 году впервые приехал художник Евгений Васильевич Короленко, чтобы поработать на пленэре; сюда же он возвращался множество раз: писал этюды, изучал жизнь сельчан и добился их редкого расположения. Нанайцы ценили художественные таланты и с удовольствием позировали художнику; нанайские бабушки показывали ему образцы старинного искусства — вышивки и серебряные украшения из своих сундуков.
Работы нанайского цикла 1960-х годов созданы в классической манере, и их смело можно рассматривать как этнографическое пособие. К таким работам относится портрет старого охотника Ва Пачарака Самара.
Мужчина одет в праздничный национальный халат с орнаментом (повседневные халаты менее орнаментированные). Любопытен головной убор модели: охотники носили маленькие шапочки на макушке, с наушниками и накидкой, а такие шапки, наподобие капора, носили женщины и пожилые мужчины, которые старались уберечься от холода и сквозняков.
Позднее художник начал активно экспериментировать: нередко пренебрегал кистью, выдавливая краску прямо из тюбика на картон, чтобы запечатлеть сиюминутное состояние природы. В картинах 1970–1980 годов заметны черты стилизации, характерные для иконописи: человеческие фигуры нарочито вытянуты, костюмы залиты одним цветом и почти лишены декора, пейзаж максимально лаконичен и плавно переходит в свечение вокруг центрального образа.
В дальнейшем Евгений Васильевич отошел от отображения культуры коренных народов. Свое решение он объяснял тем, что в среде нанайцев, ульчей, нивхов, удыгейцев, эвенков выросло свое поколение профессиональных художников. Последними произведениями, посвященными этой теме, стали диптих по бересте «Семья охотника» и триптих «В царстве серебряных соболей», выполненный в технологии смальты.