Творчество Евгения Васильевича Короленко подразделяется на четыре крупных цикла: нанайский, родовой, символический и славянский. Нанайский цикл стал не только хронологически первым, но и базовым для последующих. К темам, образам, философским размышлениям, намеченным в эти годы, художник неоднократно возвращался в дальнейшем.
В нанайский период Короленко много жил и работал в национальном селе Кондон, общался с местными жителями, наблюдал за их жизнью, записывал сказания и легенды. От старой сказительницы услышал он и историю о Царице серебряных соболей. Сюжет и его образность захватили воображение Евгения Васильевича, и он решил запечатлеть услышанное на холсте.
Легенда рассказывает о бедном юноше, полюбившем девушку из знатного рода. Отец не желал выдавать дочь за простого охотника и потребовал, чтобы тот в течение суток принес ему серебряного соболя. Юноша отправился в долину Харпи и нашел Царицу серебряных соболей (по другой версии, долго блуждал по лесу и попал в нужное место случайно). Она играла на бубне, а серебряные красноглазые зверьки танцевали и играли у ее ног. Царица выслушала историю юноши и подарила ему одного зверька, предупредив, что он сможет жить только у доброго человека. Наутро охотник вручил соболя отцу возлюбленной и получил разрешение на брак. Зверек же исчез, едва его коснулся алчный богач. Ведь богатство, добытое чужими руками, нельзя удержать.
Фигура Царицы занимает центральное место на холсте и служит ведущей вертикалью всей композиции. Резвящиеся зверьки объединились живописными группками и словно двигаются в такт неслышным ударам бубна. Холодные оттенки голубого переплетаются серебряными вкраплениями, придавая картине сказочное звучание и вызывая в памяти искусные вышивки на одеждах коренных народов.
Несколько лет спустя, в 1964 году, завершая работу над нанайским циклом, Евгений Васильевич Короленко вернулся к легенде и создал триптих «В царстве серебряных соболей» в технике смальты.
Памятная табличка, закрепленная на раме картины, рассказывает о вариативности пополнения музейных коллекций, в частности этого произведения.
В нанайский период Короленко много жил и работал в национальном селе Кондон, общался с местными жителями, наблюдал за их жизнью, записывал сказания и легенды. От старой сказительницы услышал он и историю о Царице серебряных соболей. Сюжет и его образность захватили воображение Евгения Васильевича, и он решил запечатлеть услышанное на холсте.
Легенда рассказывает о бедном юноше, полюбившем девушку из знатного рода. Отец не желал выдавать дочь за простого охотника и потребовал, чтобы тот в течение суток принес ему серебряного соболя. Юноша отправился в долину Харпи и нашел Царицу серебряных соболей (по другой версии, долго блуждал по лесу и попал в нужное место случайно). Она играла на бубне, а серебряные красноглазые зверьки танцевали и играли у ее ног. Царица выслушала историю юноши и подарила ему одного зверька, предупредив, что он сможет жить только у доброго человека. Наутро охотник вручил соболя отцу возлюбленной и получил разрешение на брак. Зверек же исчез, едва его коснулся алчный богач. Ведь богатство, добытое чужими руками, нельзя удержать.
Фигура Царицы занимает центральное место на холсте и служит ведущей вертикалью всей композиции. Резвящиеся зверьки объединились живописными группками и словно двигаются в такт неслышным ударам бубна. Холодные оттенки голубого переплетаются серебряными вкраплениями, придавая картине сказочное звучание и вызывая в памяти искусные вышивки на одеждах коренных народов.
Несколько лет спустя, в 1964 году, завершая работу над нанайским циклом, Евгений Васильевич Короленко вернулся к легенде и создал триптих «В царстве серебряных соболей» в технике смальты.
Памятная табличка, закрепленная на раме картины, рассказывает о вариативности пополнения музейных коллекций, в частности этого произведения.