В собрании Тамбовской картинной галереи находится один из эскизов к знаменитым скульптурным группам на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге — «Вздыбленный конь» или «Конь с попоной». Автор — академик, заслуженный профессор Императорской Академии художеств, действительный статский советник и скульптор барон Пётр Карлович Клодт фон Юргенсбург.
Скульптурные группы, над которыми Клодт трудился почти двадцать лет, с 1833 по 1850 год, составили лучшую часть его творческого наследия и уже при жизни художника принесли ему мировую известность. Конные группы, созданные Клодтом, представляют собою развернутую драматическую серию, в которой последовательно развивается один сюжет — покорение коня человеком. В основе замысла Клодта лежит тема победы человека над стихией природы, образ мятежной силы, укрощаемой разумом. Эта тема в самой разнообразной, но всегда иносказательной трактовке постоянно встречается в искусстве русского классицизма. Истолкование этой темы Клодтом отмечает новую ступень в развитии традиции и одновременно отражает существенные черты передовой, реалистической русской эстетики 1830–1840-х годов. Аллегория воплощается у Клодта в образах, полных конкретного жизненного содержания. Еще современники верно подметили, что реализм и новаторство Клодта гораздо отчетливее проявились в изображении животных, чем в пластике человеческих фигур. Разрабатывая драматические позы атлетов, Клодт не переступил границ самого строгого правдоподобия и естественности; он неизменно опирался на точное знание, итог многолетних и неоднократно проверенных наблюдений.
Представленная литая скульптура из чугуна выполнена на Каслинском заводе. Сегодня это один из старейших заводов России. Он был основан на Урале еще в 1747 году. Мировую известность заводу принесло виртуозное мастерство литейщиков, превращающих тяжелый грубый чугун в тончайший податливый материал. Уникальное покрытие скульптуры из чугуна, так называемая «голландская сажа», — фирменный знак завода, где до сих пор хранятся авторские формы и сохранены традиции художественного литья с XIX века.
Скульптурные группы, над которыми Клодт трудился почти двадцать лет, с 1833 по 1850 год, составили лучшую часть его творческого наследия и уже при жизни художника принесли ему мировую известность. Конные группы, созданные Клодтом, представляют собою развернутую драматическую серию, в которой последовательно развивается один сюжет — покорение коня человеком. В основе замысла Клодта лежит тема победы человека над стихией природы, образ мятежной силы, укрощаемой разумом. Эта тема в самой разнообразной, но всегда иносказательной трактовке постоянно встречается в искусстве русского классицизма. Истолкование этой темы Клодтом отмечает новую ступень в развитии традиции и одновременно отражает существенные черты передовой, реалистической русской эстетики 1830–1840-х годов. Аллегория воплощается у Клодта в образах, полных конкретного жизненного содержания. Еще современники верно подметили, что реализм и новаторство Клодта гораздо отчетливее проявились в изображении животных, чем в пластике человеческих фигур. Разрабатывая драматические позы атлетов, Клодт не переступил границ самого строгого правдоподобия и естественности; он неизменно опирался на точное знание, итог многолетних и неоднократно проверенных наблюдений.
Представленная литая скульптура из чугуна выполнена на Каслинском заводе. Сегодня это один из старейших заводов России. Он был основан на Урале еще в 1747 году. Мировую известность заводу принесло виртуозное мастерство литейщиков, превращающих тяжелый грубый чугун в тончайший податливый материал. Уникальное покрытие скульптуры из чугуна, так называемая «голландская сажа», — фирменный знак завода, где до сих пор хранятся авторские формы и сохранены традиции художественного литья с XIX века.