Пётр Карлович Клодт (барон Пётр Яков Клодт фон Юргенсбург) — выдающийся русский скульптор, вошел в историю искусства как автор многих памятников. Европейскую известность ему принес ансамбль «Укротители коней» для Аничкова моста в Санкт-Петербурге, созданный в 1833–1850 годы.
Все четыре скульптурные группы объединяет тема победы человека над стихией природы, которую олицетворяет образ дикой лошади. В сюжетно-смысловом и пластическом решении в каждой из групп показывается поэтапное противостояние и победа сильного и мужественного человека над диким конем.
В первой группе водничий с усилием сдерживает коня. Во второй — осаживает его могучим движением. В третьей схватка доходит до своего пика. В четвертой водничий, припадая на одно колено, хватает коня и все-таки одерживает верх над животным. Есть любопытная деталь: статуи, глядящие в сторону Адмиралтейства, подкованы, а статуи, которые смотрят в сторону площади Восстания, нет. Объясняется это просто: на Литейном проспекте находились литейные мастерские и кузнецы.
Знаменитых «Коней Клодта» можно увидеть не только на Аничковом мосту. Пётр Карлович отливал еще такие скульптуры, часть из которых отправились в разные уголки мира. Например, копии в подмосковных Кузьминках, в Берлине, на территории королевского дворца в Неаполе.
В собрании Калужского музея изобразительных искусств находятся скульптурные композиции, отлитые в бронзе с лепных этюдов Клодта к двум группам «Укротителей коней», хранившихся в Императорской Академии художеств. По сравнению с окончательными композициями калужские модели отличаются: одна из групп — только положением руки водничего (рука, держащая конец узы, закрывает бедро). Другая группа имеет больше отличий от окончательного варианта: несколько иное положение передних ног лошади, больший поворот друг к другу возничего и лошади, детали гривы лошади.
Лепные этюды Петра Карловича, увековеченные в бронзе, представляют большой интерес, так как показывают работу автора над образом, поиск скульптором наиболее пластически выразительного положения фигур лошади и водничего, строгой уравновешенности объемов, плавности силуэтов, характерных для пластики классицизма.