В коллекции Тамбовской областной картинной галереи представлена кованая медная скульптура «Защитница Москвы», выполненная известным тамбовским скульптором Татьяной Георгиевной Вельцен (1930–1968).
Произведения, над которыми работала Вельцен, разнообразны по жанрам и технике исполнения. Ей подвластны монументальная скульптура и портрет, композиции и скульптура малых форм, чеканка по серебру и резьба по кости. В ее произведениях даже самый обыденный мотив совершенно неожиданно получает по-настоящему глубокое лирическое звучание.
Новую важную грань в характере юной героини раскрыла скульптор в работе «Защитница Москвы» (1967). Фигура девушки в овчинном солдатском полушубке, с карабином за плечами проникнута спокойствием и мужественной решимостью. Обобщенные формы скульптуры, выполненной в кованой меди с глухо поблескивающей поверхностью металла, придают ей своеобразный сдержанный колорит, ассоциирующийся в сознании зрителя с суровой эпохой военного времени. Этот точно найденный внешний фон служит одним из немаловажных средств, выявляющих историческую конкретность, а вместе с ней глубокую правдивость создаваемого образа. Образ, созданный Вельцен в работе «Защитница Москвы», носит собирательный характер, вобравший лучшие качества женщин — героинь Великой Отечественной войны.
Битва за Москву — одно из важнейших событий в ходе Великой Отечественной войны. Сражение началось 30 сентября 1941 года и завершилось только 20 апреля 1942 года. Большую роль в повышении морального духа защитников столицы сыграл военный парад, состоявшийся на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года. Московская битва стала первым стратегическим поражением Германии во Второй мировой войне. Она развеяла миф о непобедимости германской нацистской военной машины, способствовала укреплению антигитлеровской коалиции и ослаблению блока фашистских государств. В результате провала фашистских войск правящие круги Японии и Турции воздержались от вступления в войну против СССР. Также активизировалось освободительное движение среди народов оккупированной нацистами Европы против фашистского порабощения.
Произведения, над которыми работала Вельцен, разнообразны по жанрам и технике исполнения. Ей подвластны монументальная скульптура и портрет, композиции и скульптура малых форм, чеканка по серебру и резьба по кости. В ее произведениях даже самый обыденный мотив совершенно неожиданно получает по-настоящему глубокое лирическое звучание.
Новую важную грань в характере юной героини раскрыла скульптор в работе «Защитница Москвы» (1967). Фигура девушки в овчинном солдатском полушубке, с карабином за плечами проникнута спокойствием и мужественной решимостью. Обобщенные формы скульптуры, выполненной в кованой меди с глухо поблескивающей поверхностью металла, придают ей своеобразный сдержанный колорит, ассоциирующийся в сознании зрителя с суровой эпохой военного времени. Этот точно найденный внешний фон служит одним из немаловажных средств, выявляющих историческую конкретность, а вместе с ней глубокую правдивость создаваемого образа. Образ, созданный Вельцен в работе «Защитница Москвы», носит собирательный характер, вобравший лучшие качества женщин — героинь Великой Отечественной войны.
Битва за Москву — одно из важнейших событий в ходе Великой Отечественной войны. Сражение началось 30 сентября 1941 года и завершилось только 20 апреля 1942 года. Большую роль в повышении морального духа защитников столицы сыграл военный парад, состоявшийся на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года. Московская битва стала первым стратегическим поражением Германии во Второй мировой войне. Она развеяла миф о непобедимости германской нацистской военной машины, способствовала укреплению антигитлеровской коалиции и ослаблению блока фашистских государств. В результате провала фашистских войск правящие круги Японии и Турции воздержались от вступления в войну против СССР. Также активизировалось освободительное движение среди народов оккупированной нацистами Европы против фашистского порабощения.