Появление жанра пейзажа в России связано с XVIII веком и основанием Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1757 году. Преподавание живописи строилось на европейских традициях: за образец была взята Французская академия художеств и установленная ею «иерархия жанров». К высоким жанрам относилась историческая и многофигурная живопись, к низшим — предметная. Портреты и ландшафты были в середине списка.
Однако далеко не все студенты тяготели к высокому жанру. Одним из ярких художников-пейзажистов эпохи классицизма является Фёдор Михайлович Матвеев. С шести лет мальчик стал заниматься живописью в Воспитательном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Продолжил обучение в ландшафтном классе под руководством Семёна Фёдоровича Щедрина, дяди известного художника Сильвестра Щедрина. Талант художника был отмечен большой золотой медалью, которую он получил по окончании Академии. Матвеев был награжден пенсионерской поездкой в Италию.
В Италии пейзажное мастерство Фёдора Матвеева раскрылось в полной мере. Украшением музейной коллекции является его работа «Водопады в Тиволи близ Рима». Это типичный классический пейзаж, созданный под впечатлением живой итальянской природы. Понятие «классицистического пейзажа» впервые появляется во Франции благодаря таким мастерам, как Никола Пуссен и Клод Лоррен в XVII веке. Данная работа, безусловно, опирается на французские образцы. Пейзаж условно разделен на три плана. Каждый из них прописан по своим канонам. На первый план художники традиционно помещали крупные объекты: дерево, дорогу или озеро и несколько фигурок людей. Средний план раскрывает пейзаж: он самый загруженный объектами. И, наконец, дальний план — бесконечное небо и размытая, словно в дымке, линия горизонта. Работа Матвеева выполнена именно таким образом. Неспешное действо разворачивается на переднем плане, занимая совсем немного места. Над всем властвует гармоничная и величественная природа. Классический пейзаж был призван восхвалять красоту окружающего мира и пробуждать ощущение гармонии.
Однако пейзажи Фёдора Матвеева имеют редкое достоинство: при всей своей идеальности они не превращаются в схему, в них есть живое чувство. По свидетельству современников, Матвеев так обожал природу, что работал на натуре целыми днями, часто забывая о еде. И в этой работе очевидно тяготение к реальности, в ее колорите, не отвлеченном и застывшем, а живом и сочном.
В Италии Матвеев прожил сорок семь лет. Сначала ему мешало вернуться в Россию чувство свободы творчества, которого на родине не было. Потом мешали постоянно растущие долги. Только в 1819 году Академия назначила ему пенсию в 500 талеров в год. Матвеев умер в Италии в преклонном возрасте.
Однако далеко не все студенты тяготели к высокому жанру. Одним из ярких художников-пейзажистов эпохи классицизма является Фёдор Михайлович Матвеев. С шести лет мальчик стал заниматься живописью в Воспитательном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Продолжил обучение в ландшафтном классе под руководством Семёна Фёдоровича Щедрина, дяди известного художника Сильвестра Щедрина. Талант художника был отмечен большой золотой медалью, которую он получил по окончании Академии. Матвеев был награжден пенсионерской поездкой в Италию.
В Италии пейзажное мастерство Фёдора Матвеева раскрылось в полной мере. Украшением музейной коллекции является его работа «Водопады в Тиволи близ Рима». Это типичный классический пейзаж, созданный под впечатлением живой итальянской природы. Понятие «классицистического пейзажа» впервые появляется во Франции благодаря таким мастерам, как Никола Пуссен и Клод Лоррен в XVII веке. Данная работа, безусловно, опирается на французские образцы. Пейзаж условно разделен на три плана. Каждый из них прописан по своим канонам. На первый план художники традиционно помещали крупные объекты: дерево, дорогу или озеро и несколько фигурок людей. Средний план раскрывает пейзаж: он самый загруженный объектами. И, наконец, дальний план — бесконечное небо и размытая, словно в дымке, линия горизонта. Работа Матвеева выполнена именно таким образом. Неспешное действо разворачивается на переднем плане, занимая совсем немного места. Над всем властвует гармоничная и величественная природа. Классический пейзаж был призван восхвалять красоту окружающего мира и пробуждать ощущение гармонии.
Однако пейзажи Фёдора Матвеева имеют редкое достоинство: при всей своей идеальности они не превращаются в схему, в них есть живое чувство. По свидетельству современников, Матвеев так обожал природу, что работал на натуре целыми днями, часто забывая о еде. И в этой работе очевидно тяготение к реальности, в ее колорите, не отвлеченном и застывшем, а живом и сочном.
В Италии Матвеев прожил сорок семь лет. Сначала ему мешало вернуться в Россию чувство свободы творчества, которого на родине не было. Потом мешали постоянно растущие долги. Только в 1819 году Академия назначила ему пенсию в 500 талеров в год. Матвеев умер в Италии в преклонном возрасте.