Федор Матвеев — яркий представитель классического пейзажа. Созданные им виды Италии отразили идеалы эпохи, когда ландшафтный образ требовал вдумчивого отношения и строгого вкуса не только от художника, но и от зрителя.
Федор Матвеев родился в семье солдата лейб-гвардии Измайловского полка. Благодаря способностям к рисованию его приняли в Воспитательное училище Императорской Академии художеств.
Несколько лет Федор Матвеев обучался театрально-декоративной живописи, затем в пейзажном классе у русского художника Семена Семена Щедрина. Получив большую золотую медаль за пейзажные работы, в 1779 году Матвеев уехал в Италию как пенсионер Академии художеств.
Оставшуюся жизнь художник провел вдали от родины. Он объездил Италию и считал местную природу воплощением идеальной красоты. «Реальные виды» итальянской природы Федор Матвеев создавал на основе натурных впечатлений. Каждое изображение он строил по традиционной классической схеме: симметричная композиция, боковые «кулисы», прием создания в картине перспективы. Последнюю мастер выстраивал, разделив пространство на три плана: первый писал в коричневых тонах, второй — в зеленых, третий — в голубых.
Подобные пейзажи получили название театральных, или сочиненных, так как Федор Матвеев писал их не с натуры, а по памяти в мастерской, стремясь передать идеализированный образ природы. Больше всего композиции его полотен напоминали сцену. В XVIII веке многие увлекались театром, поэтому публика полюбила картины Матвеева.
Сильвестр Щедрин посещал мастерскую Федора Матвеева в Риме и отзывался о нем как об одном из лучших пейзажистов, отмечая мастерство, легкость исполнения и точность в передаче натуры вплоть до формы листьев разных пород деревьев.
На «Итальянском пейзаже» 1806 года природа застыла в невозмутимом покое. Широко расстилается равнина, вдаль уходят пологие холмы, ввысь поднимаются итальянские пинии. Фигурки людей — стаффаж — только подчеркивают мощь и великолепие природы. Композиция картины организована так, что взгляд устремляется вглубь, к Везувию, дымка над которым создает иллюзию легкого движения воздуха. При внешней идеальности «Итальянский пейзаж» не превращается в схему — автор наполнил его живой любовью к окружающему.
В 1807 году 50-летнего мастера заочно наградили званием академика ландшафтной живописи за присланную в Санкт-Петербург картину «Вид Неаполя от подножия Позиллипо», написанную в 1806-м. В 1818-м, убедившись в невозможности вернуть старого и больного художника в Петербург, император Александр I назначил ему пожизненный пенсион.
Федор Матвеев родился в семье солдата лейб-гвардии Измайловского полка. Благодаря способностям к рисованию его приняли в Воспитательное училище Императорской Академии художеств.
Несколько лет Федор Матвеев обучался театрально-декоративной живописи, затем в пейзажном классе у русского художника Семена Семена Щедрина. Получив большую золотую медаль за пейзажные работы, в 1779 году Матвеев уехал в Италию как пенсионер Академии художеств.
Оставшуюся жизнь художник провел вдали от родины. Он объездил Италию и считал местную природу воплощением идеальной красоты. «Реальные виды» итальянской природы Федор Матвеев создавал на основе натурных впечатлений. Каждое изображение он строил по традиционной классической схеме: симметричная композиция, боковые «кулисы», прием создания в картине перспективы. Последнюю мастер выстраивал, разделив пространство на три плана: первый писал в коричневых тонах, второй — в зеленых, третий — в голубых.
Подобные пейзажи получили название театральных, или сочиненных, так как Федор Матвеев писал их не с натуры, а по памяти в мастерской, стремясь передать идеализированный образ природы. Больше всего композиции его полотен напоминали сцену. В XVIII веке многие увлекались театром, поэтому публика полюбила картины Матвеева.
Сильвестр Щедрин посещал мастерскую Федора Матвеева в Риме и отзывался о нем как об одном из лучших пейзажистов, отмечая мастерство, легкость исполнения и точность в передаче натуры вплоть до формы листьев разных пород деревьев.
На «Итальянском пейзаже» 1806 года природа застыла в невозмутимом покое. Широко расстилается равнина, вдаль уходят пологие холмы, ввысь поднимаются итальянские пинии. Фигурки людей — стаффаж — только подчеркивают мощь и великолепие природы. Композиция картины организована так, что взгляд устремляется вглубь, к Везувию, дымка над которым создает иллюзию легкого движения воздуха. При внешней идеальности «Итальянский пейзаж» не превращается в схему — автор наполнил его живой любовью к окружающему.
В 1807 году 50-летнего мастера заочно наградили званием академика ландшафтной живописи за присланную в Санкт-Петербург картину «Вид Неаполя от подножия Позиллипо», написанную в 1806-м. В 1818-м, убедившись в невозможности вернуть старого и больного художника в Петербург, император Александр I назначил ему пожизненный пенсион.