Федор Яковлевич Алексеев известен как один из основоположников русского городского пейзажа и крупнейший мастер русской ведуты. Слово «ведута» в переводе с итальянского означает «вид». Этот термин используется искусствоведами для обозначения определенного типа городских пейзажей XVIII — начала XIX века: больших по формату, точных по рисунку, с отличной передачей перспективы. Первенство в этом жанре в то время принадлежало итальянским мастерам, в частности, Каналетто. Федор Алексеев окончил Академию художеств в Петербурге в 1773 году и получил возможность продолжить обучение за границей, в Венеции, в качестве пенсионера. Так в то время называли художников, отправлявшихся в длительную зарубежную командировку за государственный счет.
Алексеев вернулся в Россию в 1777 году и служил декоратором Императорских театров. Однако эта работа не увлекала художника. C 1787 года он по заказу Екатерины II копировал произведения итальянских и французских пейзажистов, хранящиеся в Эрмитаже. Изучение работ Антонио Каналетто, Бернардо Беллотто и Клода Жозефа Верне стало для него школой мастерства. Вскоре Федор Алексеев оставил работу в театре. Первый выполненный художником в Петербурге городской пейзаж «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794) имел успех. С этого времени Алексееву стали заказывать виды городов.
В середине 1790-х годов художник посетил юг России для
«снятия видов местности» (создания акварельных набросков, по которым позже
он написал пейзажные картины). В 1800 году по заказу Павла I Алексеев
писал виды Москвы.
Картина «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской
крепости», написанная в 1810-е годы, относится к так называемому
«второму петербургскому периоду» в творчестве художника. Здесь
он выступает как опытный мастер городского пейзажа. Зритель видит
архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова как бы с воды.
С этой точки зрения открывается вид на здание биржи
и обрамляющие его ростральные колонны. Сейчас запечатленный на картине вид
стал одной из «визитных карточек» Петербурга, но тогда этот
архитектурный ансамбль, законченный французским архитектором Тома-де-Томоном
в 1810 году, был для петербуржцев в новинку. Современный зритель
может отметить, что 200 лет назад в Петербурге не было постоянных мостов через
Неву, и на реке жизнь била ключом, людей и товары перевозили по воде, грузили и
разгружали суда, здесь же набирали воду для хозяйственных нужд и полоскали
белье. Богатый, хорошо продуманный стаффаж (изображение людей в пейзажной
картине) делает картину еще более интересной. Художник запечатлел момент жизни
русского города среди торжественных имперских фасадов.
Федор Алексеев оставил заметный след в русской живописи. Вслед
за ним в 1820-е — 1830-е годы многие русские художники обратились
к жанру городского пейзажа.