Федор Яковлевич Алексеев известен как один из основоположников русского городского пейзажа и крупнейший мастер русской ведуты. И не зря по отношению к нему употребляют именно слово «ведута», что в переводе с итальянского означает «вид». Этот термин обычно используется искусствоведами для обозначения определенного типа европейских городских пейзажей, преимущественно венецианских. Дело в том, что обучение Федор Алексеев проходил именно в Венеции. После окончания Академии художеств в Петербурге в 1773 году, он получил возможность продолжать свое обучение за границей в качестве пенсионера Академии. В Венеции Федор Алексеев писал пейзажи, а также был театральным художником.
Алексеев вернулся в Россию в 1777 году и с 1779 года продолжил работать декоратором Императорских театров. Однако не это увлекало художника, его страстью оставались пейзажи. C 1787 года художник по заказу Екатерины II копировал произведения итальянских мастеров ведуты, хранящихся в Эрмитаже: Джованни Антонио Каналетто, Бернардо Беллотто, Клод Жозеф Верне. Благодаря этим работам Федор Алексеев прославился и смог оставить свою работу в театре. Первый выполненный художником в Петербурге городской пейзаж «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794) имел огромный успех. С этого времени Алексееву стали заказывать пейзажи с видами городов.
Так, в 1790-х годах он писал виды Петербурга, в середине 1790 годов он посетил юг России для «снятия видов местности» (создания акварельных набросков, по которым позже художник написал полноценные пейзажные картины). В 1800 году по заказу Павла I художник писал городские пейзажи в Москве.
Картина «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости», написанная в 1810-е годы, относится к так называемому «второму петербургскому периоду» в творчестве художника. Здесь он выступает как опытный мастер городского пейзажа, показывая свое мастерство и применяя все полученные навыки художника-пейзажиста. Так могли бы написать Петербург венецианские авторы: это читается в выборе ракурса, построении перспективы, цветовых сочетаниях, которые использует художник. Зритель видит архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова как бы с воды. С этой точки зрения открывается вид на здание биржи и обрамляющие его ростральные колонны. Сейчас этот вид стал одной из «визитных карточек» Петербурга, но тогда этот архитектурный ансамбль, законченный французским архитектором Тома-де-Томоном в 1810 году, был для петербуржцев в новинку. По Неве плывут лодки и парусники, и этим Северная столица очень напоминает Венецию. В отдаленной перспективе виднеется флигель адмиралтейства с флагом, за ним — шпиль адмиралтейства.
Федор Алексеевич оставил заметный след в русской живописи. Вслед за ним в 1820–1830 годах многие художники обратились к жанру городского пейзажа, таким образом оставив для потомков исторические виды городов.