Федор Алексеев родился в 1753 году в семье отставного солдата Якова Алексеева, который служил сторожем в Академии художеств.
В 1764 году отец будущего художника подал прошение на имя императрицы Екатерины II о зачислении Федора в Академию художеств, и его просьбу удовлетворили. Сначала Алексеев обучался «живописи плодов и цветов», то есть натюрморту, затем его перевели в пейзажный класс.
Художник окончил Академию с малой золотой медалью, получил шпагу и пенсионерскую поездку в Италию. В 1773 году художник прибыл в Венецию, где ему предстояло обучаться театрально-декоративной живописи. На протяжении двух лет Алексеев не писал в Петербургскую Академию художеств о своей работе, и там его считали наименее успешным из пенсионеров.
В 1777 году художник вернулся в Петербург с твердой решимостью заниматься видовой живописью. Но Алексеева определили по ведомству императорских театров, при котором он числился. Оставить нелюбимую службу художнику удалось благодаря копированию пейзажей итальянских художников из собрания Эрмитажа. Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к работе над оригинальными картинами.
Одной из таких работ-копий был «Морской пейзаж. Вид Липари и Стромболи», представленный в экспозиции. Искусствоведы предполагают, что Алексеев написал его по заказу императрицы Екатерины II. Полотно передала в дар музею в 1980 году Нина Арнинг-Зайцева, вдова коллекционера Казимира Арнинга.
Картина является уменьшенной копией работы немецкого живописца Якоба-Филиппа Хаккерта. Искусствоведы, впрочем, определяют пейзаж Алексеева как романтическую интерпретацию первоисточника.
Работу по мотивам сухого классицистического пейзажа Хаккерта художник написал мягко и легко, в пастельном колорите. Строгий реализм и тщательная детальность изображения, свойственные Хаккерту, были чужды Алексееву, поэтому он создал более идиллический вид, свойственный романтическим пейзажам XIX века.
В 1794 году Алексеев получил звание академика перспективной живописи. В следующем году художника отправили в Новороссию и Крым писать местные виды. Затем он работал над видами Петербурга, которые высоко оценили критики. Полотна Алексеева стали очень популярны, их приобретали для своих коллекций многие знатные люди, в том числе члены царской семьи и даже сам император Александр I.
В декабре 1802 года Алексеева избрали в советники Академии художеств. С 1803 года и до конца жизни он руководил специально созданным классом перспективной живописи. Его учениками были Максим Воробьев и Сильвестр Щедрин.
В 1764 году отец будущего художника подал прошение на имя императрицы Екатерины II о зачислении Федора в Академию художеств, и его просьбу удовлетворили. Сначала Алексеев обучался «живописи плодов и цветов», то есть натюрморту, затем его перевели в пейзажный класс.
Художник окончил Академию с малой золотой медалью, получил шпагу и пенсионерскую поездку в Италию. В 1773 году художник прибыл в Венецию, где ему предстояло обучаться театрально-декоративной живописи. На протяжении двух лет Алексеев не писал в Петербургскую Академию художеств о своей работе, и там его считали наименее успешным из пенсионеров.
В 1777 году художник вернулся в Петербург с твердой решимостью заниматься видовой живописью. Но Алексеева определили по ведомству императорских театров, при котором он числился. Оставить нелюбимую службу художнику удалось благодаря копированию пейзажей итальянских художников из собрания Эрмитажа. Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к работе над оригинальными картинами.
Одной из таких работ-копий был «Морской пейзаж. Вид Липари и Стромболи», представленный в экспозиции. Искусствоведы предполагают, что Алексеев написал его по заказу императрицы Екатерины II. Полотно передала в дар музею в 1980 году Нина Арнинг-Зайцева, вдова коллекционера Казимира Арнинга.
Картина является уменьшенной копией работы немецкого живописца Якоба-Филиппа Хаккерта. Искусствоведы, впрочем, определяют пейзаж Алексеева как романтическую интерпретацию первоисточника.
Работу по мотивам сухого классицистического пейзажа Хаккерта художник написал мягко и легко, в пастельном колорите. Строгий реализм и тщательная детальность изображения, свойственные Хаккерту, были чужды Алексееву, поэтому он создал более идиллический вид, свойственный романтическим пейзажам XIX века.
В 1794 году Алексеев получил звание академика перспективной живописи. В следующем году художника отправили в Новороссию и Крым писать местные виды. Затем он работал над видами Петербурга, которые высоко оценили критики. Полотна Алексеева стали очень популярны, их приобретали для своих коллекций многие знатные люди, в том числе члены царской семьи и даже сам император Александр I.
В декабре 1802 года Алексеева избрали в советники Академии художеств. С 1803 года и до конца жизни он руководил специально созданным классом перспективной живописи. Его учениками были Максим Воробьев и Сильвестр Щедрин.