Москва. Лубянская площадь
Это исполинский город, построенный великанами: башня на башне, стена на стене, дворец возле дворца! Странное смешение древнего и новейшего зодчества, нищеты и богатства, нравов европейских с нравами и обычаями восточными! Дивное, непостижимое слияние суетности, тщеславия и истинной славы и великолепия, невежества и просвещения, людскости и варварства.
Такой Москва оставалась до наполеоновского нашествия, до знаменитого пожара 1812 года. Летом 1811 года Пушкин уехал из Москвы поступать в Царскосельский лицей и вернулся лишь спустя 15 лет. Новая отстроенная Москва поразила поэта. С чувством ностальгической грусти он писал своему сослуживцу по коллегии Министерства иностранных дел, товарищу по «Зеленой лампе» Никите Всеволодовичу Всеволожскому:
Разнообразной и живой
Москва пленяет пестротой,
Старинной роскошью, пирами.
Невестами, колоколами
Забавной, легкой суетой.
На картине Фёдора Яковлевича Алексеева представлен уголок «допожарной Москвы».
Фёдор Яковлевич — русский живописец, один из основателей русской школы пейзажной живописи и один из основоположников русского городского пейзажа. В 1766–1773 годах учился в Академии художеств. Еще обучаясь в Академии художеств, проведя три года в Венеции, он сознательно выбрал этот жанр как основу своей творческой деятельности. В конце XVIII и в начале XIX века популярность Фёдора Яковлевича Алексеева была так велика, что современники называли его «русским Каналетто». Особую известность получили выполненные им в 1800–1810 годах виды Москвы и Санкт-Петербурга. Благодаря работам художника и его учеников удалось навсегда сохранить архитектурный облик городской жизни России на рубеже XVIII–XIX веков.
На картине можно увидеть церковь Гребневской Божией Матери, каменный трехэтажный дом с высоким крыльцом — здание, принадлежавшее Николаю Ивановичу Новикову, бывшее Рязанское подворье и Владимирскую воротную башню Китай-города.