«Гурьевский сервиз» является образцом стиля ампир в русском фарфоре. Начало работы над ним относится к 1809 году. Первоначально он назывался «Сервиз с изображением российских костюмов» или «Русский сервиз» — поскольку основной идеей декоративного убранства стало изображение различных сцен из жизни русского общества и прославление территории Российской империи. Включавший в себя столовую, десертную и чайную части сервиз первоначально состоял из девятисот предметов. На всех предметах были изображены сцены из жизни русского общества. Для живописного декора были выбраны виды Петербурга с картин и гравюр российских и иностранных художников. Также были использованы иллюстрации из книг «Народы России» и «Петербургские сцены и типы». Некоторые сцены из жизни крестьян, которыми украшен ряд фарфоровых предметов, были «позаимствованы» с рисунков Венецианова.
С 1824 года сервиз стал числиться под названием «Гурьевский», которое он получил по имени графа Дмитрия Александровича Гурьева. В то время граф курировал Императорский фарфоровый завод. Разработкой моделей посуды и ее скульптурных частей занимался модельмейстер, адъюнкт-профессора Академии художеств Степан Пименов (1809-1816-е гг). В 1809–1830 годах заведовал скульптурной частью Императорского фарфорового завода. Именно он ввел в практику использование скульптурных форм для украшения ваз и других элементов декора стола.
В больших сервизах десертные вазы со скульптурными подножьями являются центром композиции стола. В данной вазе туловом является фигура стоящего крестьянина с корзиной фруктов. Если вглядеться в его лицо, то можно увидеть четкие параллели с оригиналами Античности: так изображали греческих юношей. Ампир тяготеет к торжественности, театральности. Это — стиль императоров. В художественной основе ампир опирался на наследие Греции и Рима. Ампирная парадная посуда всегда богато декорирована золотом. В начале XIX века в России использовалось огневое золочение: пасту из ртути и золота наносили на фарфор, затем нагревали. Ртуть под действием температуры испарялась, а золото плотно оседало на поверхность предмета. Такая работа была очень вредной, так как пары ртути ядовиты, и работа золотильщиков высоко ценилась.
Фарфор долгое время считался «белым золотом» и стоил сопоставимо с ювелирными изделиями. Подобные сервизы были парадными и использовались только по случаю праздников и важных событий. «Гурьевский сервиз» был заказан для использования в Зимнем Дворце, а позже был перевезен в Петергоф.
Впоследствии он неоднократно дополнялся, и к воцарению Николая II количество предметов возросло до четырех с половиной тысяч. При этом появились и другие варианты его цветового оформления, золото стали сочетать не только с терракотовыми элементами, но и с зелеными.