Василий Андреевич Тропинин — русский живописец, мастер реалистического портрета. Известный рисовальщик, портретист был крепостным сначала графа Миниха, а затем генерал-лейтенанта графа Моркова. Только в 1823 году Тропинин получает вольную грамоту и становится свободным человеком. В то время ему было уже 47 лет. Учился Василий Андреевич в качестве вольноприходящего ученика в портретном классе петербургской Академии художеств у Степана Щукина.
Работы Тропинина создали новое направление в истории русской живописи — так называемый портрет-тип, в основе которого выдвинутая на первый план модель с характерными атрибутами ремесла. Тропинин написал целую серию произведений, в которых нашла отражение жизнь крепостных крестьян. Одно из лучших его полотен — «Золотошвейка». На нем запечатлена юная девушка, расшивающая полотно золотыми парчовыми нитями. Поэтизируя труд своей героини, Тропинин с пристальным вниманием вглядывается в мир вещей, ее окружающих. Изображение персонажей в конкретной трудовой обстановке приближает портреты Тропинина к бытовому жанру.
В Государственной Третьяковской галерее хранится аналогичное полотно под таким же названием. Но оно было написано на год позже работы, принадлежащей Национальной галерее Республики Коми, и является ее авторским повторением. На Руси золотое шитье было исключительно женским делом, которым занимались и в монастырях, и в боярских домах, и в крестьянских избах. Обучение золотошвеи длилось около семи лет. Это один из самых трудоемких видов рукоделия. Оно требует большого внимания, усидчивости, точности. Мастерство русских золотошвей достигло такого совершенства, что литургические предметы шитья вывозились из России в другие страны.
В 1827 году Василий Андреевич написал портрет
Александра Пушкина по просьбе друга великого поэта — Соболевского. Современники
отмечали поразительное сходство изображенного на портрете поэта с живым
Пушкиным. Помимо портретов на заказ, художник писал своих друзей, приятелей и
хороших знакомых. Тропинин также создал серию полотен, отразивших образы
«незаметных» жителей Москвы. Это нищие, отставные солдаты-ветераны, старики и
старухи. Художник писал их в основном для себя.