Работы Тропинина создали феномен в истории русской живописи — так называемый «портрет-тип», в основе которого выдвинутая на первый план модель с характерными атрибутами ремесла. Тропинин создал целую галерею произведений, в которых нашла отражение жизнь крепостных крестьян. Одно из лучших его полотен — «Золотошвейка» — свидетельство тёплых чувств художника к человеку из народа. Оно запечатлело образ юной девушки, расшивающей полотно золотыми парчовыми нитями.
На Руси золотое шитьё было исключительно женским делом, которым занимались и в монастырях, и в боярских домах, и в крестьянских избах. Обучение золотошвеи длилось около семи лет. Это один из самых трудоёмких видов рукоделия. Оно требует большого внимания, усидчивости, точности. Мастерство русских золотошвей достигло такого совершенства, что литургические предметы шитья вывозились из России в другие страны.
Вышивать золотой нитью не просто, это дело канительное. Под словом «канитель» мы всегда подразумеваем что-то длительное и порой утомительное. А в старину канитель — это особым образом приготовленная нить. На тонкую шёлковую нить спиралью накручивали золотую или серебряную тончайшую проволочку.