Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Кабинет Сергея Эйзенштейна»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Ныряльщицы

Время создания
около 1790 года
Место создания
Япония
Размер
48x88 см
48х88 см (триптих с подложкой)
Техника
бумага, цветная ксилография
Коллекция
5
Открыть в приложении
#3
Утамаро Китагава
Ныряльщицы
#4
Как и многие другие предметы квартиры, гравированный триптих «Ныряльщицы» великого японского художника XVIII века Китагавы Утамаро был не только украшением, но и объектом размышлений Эйзенштейна.

Как говорил французский писатель Эдмон де Гонкур, среди триптихов Утамаро «самый изысканный, самый редкий — это тот, что изображает „ныряльщиц“, искательниц аваби — съедобных раковин (подобие устриц)». Сергей Эйзенштейн подробно проанализировал композицию «Ныряльщиц» в своей теоретической работе «Чёт-Нечет». Режиссер писал, что триптих «производит необыкновенное гармоническое впечатление». Эйзенштейн понимал, что графическое мастерство художника глубоко связано с его мировосприятием, воспитанным дальневосточной философией.

В Японии, вслед за Китаем, считают, что мировая гармония основана на единстве противоположностей, которые по-китайски называются Инь и Ян (это тьма и свет, мягкое и твердое, женское и мужское, четное и нечетное). В анализе Эйзенштейн показал, что триптих Утамаро — необычайно сложное «сплетение двух миров — четного и нечетного».
#7
«Шесть фигур распадаются на три листа по две. При этом в каждом случае — одна фигура сидит, а другая — стоит, из них три без верхних одежд, две в верхней, одна — вовсе раздетая и к тому же — ребенок… Одна группа из пяти рыбок ногою обнаженной женской фигуры разделяется надвое: на три и две. Три расчленяются на две и одну… Из трех листов на двух — корзины: одинаковые на различных — четном (II) и нечетном (III) — листах. Двум корзинам на двух листах противостоит на одном листе одна группа рыбок… Цвет среды и обстановки: два элемента. Три зеленых поля полуострова (на трех листах), две коричневые корзины (на двух)…».
Сергей Эйзенштейн, «Чёт-нечет»
#8
Такие же закономерности режиссер нашел в том, как художник изобразил одеяния, лица, жесты купальщиц. Ритм повторов и контрастов, «высшая математика» искусства обеспечивает гармонию целого и всех его элементов. Неудивительно, писал Эйзенштейн, что три листа, объединенных в одно целое, «звучат такою необычайной внутренней музыкой».
#9
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Ныряльщицы

Время создания
около 1790 года
Место создания
Япония
Размер
48x88 см
48х88 см (триптих с подложкой)
Техника
бумага, цветная ксилография
Коллекция
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%