Шрифт
Цвет
Графика
Музей кино

Кабинет Сергея Эйзенштейна

архив
Постоянная экспозиция
#3
Кабинет Сергея Эйзенштейна
#19
Мемориальная экспозиция «Кабинет Сергея Эйзенштейна» расположилась на третьем этаже в Музее кино на ВДНХ. Здание, в котором жил режиссер, давно снесено. Но основные вещи его квартиры, книги из библиотеки, классические гравюры и другие предметы удалось сохранить и с их помощью воссоздать комнаты.

Экспозиция в музее делится на несколько зон. «Сергей Эйзенштейн и японская культура», Зоны «Рига» и «Петроград» рассказывают о родителях Сергея Эйзенштейна, его детстве и юности. Зоны «Кабинет», «Библиотека» и «Спальня» — воссоздание трех комнат квартиры в доме работников «Мосфильма» на Потылихе, где Эйзенштейн жил с 1935 по 1948. Заключительная зона — «Творчество» — располагается на лестнице, где представлены киноплакаты и демонстрируются хроникальные кадры, запечатлевшие Эйзенштейна в разные годы его жизни.

Увлечение культурой Японии началось у Сергея Михайловича Эйзенштейна (далее — Э. или С.М.) в юности с интереса к театральным системам Кабуки и Нō. Мечта увидеть их на сцене привела к тому, что осенью 1920 он приехал в Москву изучать японский язык в Академии Генерального штаба, чтобы попасть в Японию переводчиком. И хотя вскоре он ушел из Академии, став художником и режиссером театра, а затем кино, японские уроки ему очень пригодились. Оказалось, что и в России можно применить многие идеи японского театра. Так, ханамити (помост со сцены через зрительный зал) обернулся в первом спектакле Э. «На всякого мудреца довольно простоты» (1923) проволокой над головами зрителей, по которой авантюрист Голутвин «уходил в эмиграцию» (на балкон). Работая в кино, С. М. показал в статье «За кадром», что монтаж кадров напоминает иероглифическое письмо. Трехстишия хокку учили выбору двух-трех деталей, способных передать одновременно состояние души и природы. Когда в 1928 театр Кабуки приезжает на гастроли в Москву, Э. ежедневно ходит на спектакли, извлекая полезные уроки. Например, он замечает, что, играя гнев персонажей, актер, по традиции, скашивает глаза к переносице (ранее эту мимику он отметил в гравюрах Сяраку). С.М. обращается к физиологии зрения — оказывается, что японцы такой условностью на сцене подчеркивают общечеловеческое проявление стресса. Позднее Э. посоветует Михаилу Кузнецову, игравшему в «Иване Грозном», чуть скосить глаза при взгляде на дыбу, и зритель интуитивно почувствует жестокость опричника. В статье «Нежданный стык» С.М. называет спектакли Кабуки образцом для недавно изобретенного звукового кино. Ключевой кадр «Ивана Грозного» был найден благодаря образу ястреба над снежной равниной в гравюре Хиросигэ. Эстампы Утамаро и Хокусая для него — не просто портреты, пейзажи, бытовые сцены, но воплощение законов дальневосточной диалектики Инь-Ян, и Э. посвящает им этюды и целые главы своих трудов об искусстве. В его коллекции «предков кино» есть гравюра с персонажами уцуси-э — «слайд-театра», изобретенного в Японии в середине 19-го века…

Сергею Михайловичу не удалось при жизни попасть в Японию, но туда пришли его фильмы, переводы его книг, выставки о его творчестве. Наследие Эйзенштейна изучают в японских киношколах и университетах — с особым вниманием к его наблюдениям и мыслям о японской культуре.
Экспозицию дополняют репродукции детских и юношеских рисунков Сергея Михайловича. С ранних лет он выразительно рисовал персонажей одной линией и научился строить из них на бумаге целые сюжеты. Его зарисовки в ученических тетрадях были сделаны под влиянием европейской карикатуры. Но и традиционное японское искусство, воспринятое в Европе и по-своему осмысленное стилем модерн, косвенно формировало будущего режиссера. Прямой диалог Эйзенштейна с культурой Японии начался в юности, когда он познакомился с японским языком, письменностью, поэзией, творениями мастеров графики и театром этой страны.

Экспозиция подготовлена при партнерской помощи Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ). 

Экспонаты для распознавания помечены стикерами AR.
#20
читать дальшескрыть
Музей кино
Телефон
+7 (495) 150-36-10
Официальный сайт
http://www.museikino.ru/
Адрес
129223, Россия, Москва, 129223, проспект Мира, 119, павильон № 36
Посмотреть на карте
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Адрес
Открыть в приложении

Каталог выставки

Каталог

Режим просмотра
следующие
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!
Начать тест
Узнать больше о викторине
Станьте первым. 
Оставьте отзыв  о выставке

Находится в коллекциях

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%
%title%
%title%%type%