Сергей Юрьевич Судейкин (1882–1946) — русский театральный художник, сценограф, живописец и график, авангардист. Пользовался широкой известностью как представитель «дерзкого» поколения живописцев предреволюционной эпохи. Активный участник выставок и группировок «Мира искусства», Союза русских художников, «Голубой розы», «Бубнового валета», «Ослиного хвоста», Союза молодежи и других.
Основу его импровизационного творческого дарования составляло пристрастие к художественной игре, смешению театра и жизни, высокого и низкого, фальшивого и подлинного. Художник много и плодотворно работал над оформлением театральных постановок, расписывал артистические кабаре «Бродячая собака», «Привал комедиантов», «Летучая мышь», сочинял костюмы для их посетителей. Тема театра и, шире, всего условно-зрелищного: костюмированных балов, маскарадов, карнавалов, празднеств и гуляний, постоянно возникала и в станковом творчестве Судейкина. Предпочтение пасторальных, галантных, театральных мотивов, а также выбор смешанной техники роднили этого мастера с художниками объединения «Мира искусства», которые широко использовали в своих работах различные комбинации графических материалов — акварели, пастели, гуаши, графита, угля, цветных карандашей.
Свободно и словно играючи написанный Судейкиным в 1910-е годы «Маскарад» выполнен темперой, гуашью и пастелью. Картина намеренно уподобляется сценической площадке, на которой расположились лицом к зрителю застывшие в срежиссированной художником мизансцене персонажи итальянской народной комедии дель арте. Словно из партера театра мы смотрим на легкомысленную кокетку Коломбину и сердцееда Арлекина, любуемся то угловатой, то грациозной пластикой их нарочито марионеточных фигурок.
Основу его импровизационного творческого дарования составляло пристрастие к художественной игре, смешению театра и жизни, высокого и низкого, фальшивого и подлинного. Художник много и плодотворно работал над оформлением театральных постановок, расписывал артистические кабаре «Бродячая собака», «Привал комедиантов», «Летучая мышь», сочинял костюмы для их посетителей. Тема театра и, шире, всего условно-зрелищного: костюмированных балов, маскарадов, карнавалов, празднеств и гуляний, постоянно возникала и в станковом творчестве Судейкина. Предпочтение пасторальных, галантных, театральных мотивов, а также выбор смешанной техники роднили этого мастера с художниками объединения «Мира искусства», которые широко использовали в своих работах различные комбинации графических материалов — акварели, пастели, гуаши, графита, угля, цветных карандашей.
Свободно и словно играючи написанный Судейкиным в 1910-е годы «Маскарад» выполнен темперой, гуашью и пастелью. Картина намеренно уподобляется сценической площадке, на которой расположились лицом к зрителю застывшие в срежиссированной художником мизансцене персонажи итальянской народной комедии дель арте. Словно из партера театра мы смотрим на легкомысленную кокетку Коломбину и сердцееда Арлекина, любуемся то угловатой, то грациозной пластикой их нарочито марионеточных фигурок.
Развернувшийся за этими персонажами парковый пейзаж совершенно аналогичен театральному заднику. Яркие, праздничные краски — сочетание густой зелени растительности и плотной охры песчаной дорожки, оранжевого тона пышного платья Коломбины и красно-синей пестроты шутовского костюма Арлекина — окончательно убеждают в искусственности изображенной сценки. Если воспользоваться определением С. Маковского, герои произведений Судейкина «…всегда остаются куклами, которыми художник играет с беззаботностью, завидной в наш тяжелый век».