Шрифт
Цвет
Графика
Судейкин С.Ю.
Персона

Судейкин Сергей Юрьевич

Годы жизни: 1882–1946
#2

Художник Сергей Юрьевич Судейкин — видный представитель авангардного искусства Серебряного века, мастер сценографии, живописец и график.


Все его творчество было связано с театром. Еще со времен училища его интересовала не только на живопись, но и иллюстрирование книг, а также сценография.


Судейкин сотрудничал со многими театрами Петербурга и Москвы и со знаменитыми театральными деятелями. В эмиграции ему посчастливилось поработать с «Метрополитан-опера», Ковент-Гарденом и даже в Голливуде. 

#3

Учеба и первые шаги в творчестве

#4

Сергей Юрьевич (Георгиевич) Судейкин появился на свет 7 (19) марта 1882 года в дворянской семье из Смоленской губернии. В младенчестве он лишился отца-военного, которого убили народовольцы.


В 15 лет юноша выбрал путь художника и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками стали выдающиеся мастера своего времени, в числе которых были Леонид Осипович Пастернак и Аполлинарий Михайлович Васнецов. Однако в 1902 году Судейкина отчислили за одну из студенческих работ на выставке. Она не понравилась жюри своим откровенным содержанием и не соответствующей учебной программе манере исполнения. Та же участь постигла и нескольких других студентов училища. Год спустя Судейкину удалось восстановиться и поступить в мастерские Валентина Александровича Серова и Константина Алексеевича Коровина.


За годы учебы его товарищами стали Мартирос Сергеевич Сарьян, Михаил Фёдорович Ларионов, Николай Николаевич Сапунов и многие другие будущие художники.


Еще в студенчестве Судейкин начал делать иллюстрации к литературным произведениям и для журналов. В то же время он попробовал себя в оформлении театральных постановок. Судейкину удалось поработать с меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым, режиссером Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом.


Первый выставочный опыт он приобрел в 1904 году. Саратовскую экспозицию «Алая Роза» организовали его коллеги по цеху из училища. А тремя годами позже уже он сам стал одним из организаторов московского символистского объединения «Голубая Роза», которое провело одноименную выставку.


Судейкин активно экспонировал свои работы: в 1906 году в парижском Осеннем Салоне, где был целое русское отделение, Берлине, в 1907–1908-м — в Венеции и на московской выставке «Стефанос», в 1905–1910-м — с Московским товариществом художников и Русским союзом художников.


Особенности живописи Судейкина наметились еще в училище. Магистральной темой его творчества стал театр. Он доминировал на всех уровнях: сюжетном, образном, идейном.


В основе метода Судейкина лежала игра, которая происходила во многих планах. Художник любил смешивать и переворачивать полюса: жизни и театра, высокого и низкого, подлинного и фальшивого. В ранних работах живописца ощущалось символистское начало, от которого он впоследствии отошел. Лейтмотивом в творчестве Судейкина была тема кукол и кукольности, характерная для поэтики Серебряного века. Она угадывается в подаче персонажей его картин. Стиль художника последовательно двигался в сторону примитивизма и игры с элементами народного искусства и лубка. 

#5
#6

Судейкин выпустился в 1909 году и сразу после этого переехал в Петербург для продолжения образования. В Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств он проучился до 1912 года.


В конце 1910 года возродилось знаменитое художественное объединение «Мир искусства», и Судейкин стал одним из его учредителей и активных участников.


В следующее десятилетие художник плодотворно сотрудничал с различными театрами и кабаре: Театром Веры Фёдоровны Комиссаржевской и Малым оперным театром в Петербурге, Московским Камерным театром, «Привалом комедиантов», «Бродячей собакой» и другими. Для них он не только оформлял спектакли, но и делал интерьерные росписи.


В 1912–1913 годах Сергей Петрович Дягилев пригласил его в антрепризу «Русские сезоны» в Париж. Судейкину предстояло работать художником-оформителем балетов, эскизы декораций к которым сделали его старшие коллеги Николай Константинович Рерих и Лев Самойлович Бакст. 

#7
#8

Эмиграция и расцвет карьеры сценографа

#9

После Октябрьской революции Судейкин уехал сначала в Крым, Новороссийск, а потом через два года в Тифлис. В этот период он вел учет ценностей Воронцовского дворца и продолжал работать художником-оформителем спектаклей, а также общественных пространств.


В 1920 году Судейкин эмигрировал в Европу. Как и многие другие деятели русского искусства, он уехал в Париж. Во французской столице он продолжил работать с театрами и заниматься оформительской работой, в частности, для театра импресарио Никиты Фёдоровича Балиева и труппы прима-балерины Анны Павловны Павловой.


Через два года Судейкин оказался в США. Он приехал в Штаты вместе с труппой театра «Летучая мышь» Балиева. Однако когда гастроли закончились, Судейкин решил остаться и обосновался в Нью-Йорке. Перед ним открылись новые возможности для работы не только в качестве сценографа и оформителя. В паре со своим другом — композитором Сандро Корона — Судейкин организовал свое кабаре с декадентским названием «Подвал падших ангелов».


Новой вехой его творчества на ниве театрального оформительства стало многолетнее сотрудничество с «Метрополитен-опера». В число спектаклей, над которыми Судейкину удалось поработать, входят постановки произведений со всего мира: от «Петрушки» и «Волшебной флейты» до «Летучего голландца» и «Садко».


В конце 1920-х — начале 1930-х годов прошло несколько его персональных выставок в Чикаго, Питтсбурге и Нью-Йорке. Картины Судейкина экспонировались также в частных галереях.


В 1934–1935 годах ему посчастливилось выйти за рамки театральной деятельности и поработать в Голливуде над экранизацией романа Льва Николаевича Толстого «Воскресение». На рубеже 1930–1940-х годов Судейкин сотрудничал еще с одним театром с мировым именем. Его пригласили оформлять балеты Королевского театра Ковент-Гарден.


В свои последние годы Судейкин отошел от работы из-за серьезных проблем со здоровьем. 12 августа 1946 года художник ушел из жизни и был похоронен на кладбище Грин-Вуд в Бруклине, Нью-Йорк. 

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%