«Алтайские тексты» представляют собой фольклорную сказовую форму. Для ранних текстов характерен идеологический аспект при описании природы, а также социальный подход к изображению быта купцов и коренных жителей Алтая.
Страшный кам
Повесть «Страшный кам» вышла 1915 г. В ней Шишков сохраняет эстетику сибирского областничества, где природа всегда является полноценным участником сюжетного действия.
Бессознательно-художественная форма вымысла, лежащего в основе былички, как фольклорного жанра, позволила писателю прикоснуться к древнейшим основам религиозных представлений и особенностям как русского, так и инородческого (алтайского) мифологического сознания и специфическим формам его проявления. Стилевая манера В. Я. Шишкова сложна и многозначна и дает широкие возможности для поиска новых смыслов его повести о страшном и несчастном камлее Чалбаке.
Л.А. Юровская
Иллюстрация к расскажу «Страшный кам». Художник А.В. Казанцев
Повесть «Страшный кам» рассказывает историю алтайского шамана, который насильно принял православие, но не камлать не может.
Удивительным образом алтайский шаман Чалбак становится ветхозаветным пророком.
Библейские пророки ощущали свою избранность, но при этом жили еще и в противоречивом человеческом мире.
Несоответствие предназначения и человеческих
страхов и боли давали особое мироощущение.
Иллюстрация к расскажу «Страшный кам». Художник А.В. Казанцев
Главный герой — глубоко трагическая фигура, живущая на «развилке трех дорог»: шаманизма, православия и быта.
Благодаря хорошему знанию шаманских обрядов, знакомству с деятельностью Алтайской духовной миссии автору произведения удается создать сложный философский текст, имеющий яркие черты подлинности событий.
«Страшный кам» В. Я. Шишкова становится одним из лучших художественных текстов о шаманизме Сибири.