В середине XIX века в русскую культуру пришло новое поколение художников и писателей — выходцев из социальных низов. В центре их внимания оказалась судьба нищего, бесправного народа.
Леонид Соломаткин родился в бедной крестьянской семье в Курской губернии. Рано осиротев, мальчик вынужден был много трудиться. К 13 годам он уже успел поработать погонщиком, подпаском — помощником пастуха, — торговцем и исколесить половину России. Юноша наблюдал и разорение деревень, и нищету в городах, и бесчеловечность людских отношений. Он много рисовал, делая наброски с прохожих, включая нищих и бродяг. Благодаря своему таланту Соломаткин смог поступить в Московское училище, а позднее в Петербургскую Академию художеств.
В собрании Иркутского художественного музея хранится одна из лучших работ Леонида Соломаткина «Утро у трактира». На картине изображен трактир на окраине города, с сарказмом или мнимым оптимизмом названный «Золотой бережок». Ранний утренний час. Забравшийся на лестницу фонарщик гасит фонарь. У «Бережка» теснится городская беднота, с которой художник был знаком не понаслышке.
Полицейский, равнодушный к продрогшей толпе, педантично глядит на часы, чтобы питейное заведение открылось ни минутой позже и ни минутой раньше. Седобородый пьяница предлагает купить ткань, перекинутую через руку, как у официанта. Укутавшиеся от мороза понурые женщины с большими металлическими чайниками, старик, переминающийся с ноги на ногу от холода, мальчишка, нетерпеливо заглядывающий в окно, — все они в поисках кипятка и тепла ожидают на крыльце еще не открывшегося трактира.
Колорит полотна эмоционален: зеленовато-коричневые тона картины подчеркивают суровость и уныние будничной жизни города. Нежно-розовые краски рассвета усиливают впечатление от хмурых, плохо одетых людей. Здесь нет драматического развития действия. Чтобы усилить трагедию каждого персонажа, Соломаткин использует гротеск в изображении своих героев: фигурки маленьких людей написаны в нарочито примитивной манере.
По юмору и силе экспрессии Соломаткина можно сравнить со старыми голландцами, однако талант художника был самобытен: он никогда и никому не подражал. Не будучи моралистом, Соломаткин сумел передать сочувствие к обитателям городского дна и показать неприглядность, беспросветность современной ему жизни.
Картина поступила в 1920 году с коллекцией основателя музея Владимира Сукачева.
Леонид Соломаткин родился в бедной крестьянской семье в Курской губернии. Рано осиротев, мальчик вынужден был много трудиться. К 13 годам он уже успел поработать погонщиком, подпаском — помощником пастуха, — торговцем и исколесить половину России. Юноша наблюдал и разорение деревень, и нищету в городах, и бесчеловечность людских отношений. Он много рисовал, делая наброски с прохожих, включая нищих и бродяг. Благодаря своему таланту Соломаткин смог поступить в Московское училище, а позднее в Петербургскую Академию художеств.
В собрании Иркутского художественного музея хранится одна из лучших работ Леонида Соломаткина «Утро у трактира». На картине изображен трактир на окраине города, с сарказмом или мнимым оптимизмом названный «Золотой бережок». Ранний утренний час. Забравшийся на лестницу фонарщик гасит фонарь. У «Бережка» теснится городская беднота, с которой художник был знаком не понаслышке.
Полицейский, равнодушный к продрогшей толпе, педантично глядит на часы, чтобы питейное заведение открылось ни минутой позже и ни минутой раньше. Седобородый пьяница предлагает купить ткань, перекинутую через руку, как у официанта. Укутавшиеся от мороза понурые женщины с большими металлическими чайниками, старик, переминающийся с ноги на ногу от холода, мальчишка, нетерпеливо заглядывающий в окно, — все они в поисках кипятка и тепла ожидают на крыльце еще не открывшегося трактира.
Колорит полотна эмоционален: зеленовато-коричневые тона картины подчеркивают суровость и уныние будничной жизни города. Нежно-розовые краски рассвета усиливают впечатление от хмурых, плохо одетых людей. Здесь нет драматического развития действия. Чтобы усилить трагедию каждого персонажа, Соломаткин использует гротеск в изображении своих героев: фигурки маленьких людей написаны в нарочито примитивной манере.
По юмору и силе экспрессии Соломаткина можно сравнить со старыми голландцами, однако талант художника был самобытен: он никогда и никому не подражал. Не будучи моралистом, Соломаткин сумел передать сочувствие к обитателям городского дна и показать неприглядность, беспросветность современной ему жизни.
Картина поступила в 1920 году с коллекцией основателя музея Владимира Сукачева.