Леонид Соломаткин — один из самобытных художников второй половины XIX века. Он вошел в отечественное искусство в 1860-х годах, когда в живописи окончательно сложилось реалистическое направление, проникнутое идеями патриотизма и народности. На выставках живописцев-шестидесятников появились обличительные картины, сюжетами для которых стала сама жизнь. Эту жизнь в самых нелицеприятных деталях знал и Леонид Соломаткин.
Выходец из бедной крестьянской семьи, рано осиротевший, он с тринадцати лет вынужден был зарабатывать самостоятельно. Юноша исколесил половину России: он наблюдал и разорение деревень, и нищету в городах, и бесчеловечность людских отношений. Все это позже нашло отражение в его творчестве, героями которого стали представители так называемого «четвертого сословия» — низы общества: уличные торговцы, бродячие циркачи, шарманщики, нищие.
Профессиональное образование Соломаткин получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств, где в 1864 году за картину «Славильщики-городовые» его удостоили большой серебряной медали. Успех полотна заставил автора неоднократно повторить его. В дальнейшем это случалось и с другими работами, в том числе с «Пирушкой». В этой картине автор показал застолье купцов и чиновников: на столе изрядное количество початых бутылок, у героев развязные позы.
Произведениям Соломаткина присущ драматургически разработанный сюжет, остро характерные персонажи, карикатурность. Чёткость рисунка, яркость и насыщенность колорита приближают их народным картинкам. Автор намеренно изображал своих персонажей в гротескной манере, чтобы выразить уродство и жестокость жизни. Сильно повлияла на художника также жанровая живопись малых голландцев, которую он увлечённо изучал в Эрмитаже, а из русских мастеров — Василий Перов и Павел Федотов, чьи традиции он продолжил в своем творчестве.
Прожив всю жизнь в нужде, Леонид Соломаткин окончил свои дни в больнице для бедных. Произведения этого художника редки в собраниях региональных музеев. Тульскому музею картину передал уроженец города, народный художник СССР, академик Порфирий Крылов.
Выходец из бедной крестьянской семьи, рано осиротевший, он с тринадцати лет вынужден был зарабатывать самостоятельно. Юноша исколесил половину России: он наблюдал и разорение деревень, и нищету в городах, и бесчеловечность людских отношений. Все это позже нашло отражение в его творчестве, героями которого стали представители так называемого «четвертого сословия» — низы общества: уличные торговцы, бродячие циркачи, шарманщики, нищие.
Профессиональное образование Соломаткин получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств, где в 1864 году за картину «Славильщики-городовые» его удостоили большой серебряной медали. Успех полотна заставил автора неоднократно повторить его. В дальнейшем это случалось и с другими работами, в том числе с «Пирушкой». В этой картине автор показал застолье купцов и чиновников: на столе изрядное количество початых бутылок, у героев развязные позы.
Произведениям Соломаткина присущ драматургически разработанный сюжет, остро характерные персонажи, карикатурность. Чёткость рисунка, яркость и насыщенность колорита приближают их народным картинкам. Автор намеренно изображал своих персонажей в гротескной манере, чтобы выразить уродство и жестокость жизни. Сильно повлияла на художника также жанровая живопись малых голландцев, которую он увлечённо изучал в Эрмитаже, а из русских мастеров — Василий Перов и Павел Федотов, чьи традиции он продолжил в своем творчестве.
Прожив всю жизнь в нужде, Леонид Соломаткин окончил свои дни в больнице для бедных. Произведения этого художника редки в собраниях региональных музеев. Тульскому музею картину передал уроженец города, народный художник СССР, академик Порфирий Крылов.