Эммануил, в переводе с древнееврейского «С нами Бог», — одно из имен Бога Сына, упомянутое в книге пророка Исайи:
Спас Эммануил
Время создания
70-е годы XVII века
Размер
32x25 см
Техника
дерево, левкас, темпера, металл, перегородчатая эмаль, стекло
3
Открыть в приложении#10
Спас Эммануил
#12
#13
Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил.
#2
В иконографии тип Эммануила закрепился за образом юного Христа, который предстает как символ чистоты и непорочности.
Самостоятельные изображения Христа Эммануила в византийском и древнерусском искусстве встречаются редко. Небольшие оплечные иконы этого типа получили распространение во второй половине XVII — начале XVIII веков. Их могли включать в трехчастные композиции, где фигуру юного Христа сопровождали Архангелы Михаил и Гавриил.
К образу Эммануила неоднократно обращался в своем творчестве Симон Ушаков — самый известный иконописец XVII века. Много лет он возглавлял иконописную мастерскую Оружейной палаты Московского Кремля. Симон Ушаков стал основоположником живоподобного стиля в иконописи. Лики, написанные в этой манере, теплые, светоносные. Ушаков стремился передать Божественный свет, исходящий от ликов. По сравнению с работами Андрея Рублева или Дионисия изображение на иконах Симона Ушакова менее условное, более осязаемое и живое.
Мастер работал в очень сложной технике: он накладывал множество слоев полупрозрачной темперы — минеральной краски, тертой на яичном желтке, жидком клее, меде и других эмульсиях. Иконописец добивался объема, сияния и особой гладкости. Образ Эммануила давал Ушакову возможность сосредоточить внимание на изображении лика Христа и с максимальной наглядностью воплотить новые художественные принципы живоподобия.
До нашего времени дошло около полусотни подписных икон Симона Ушакова. Работа из собрания Иркутского художественного музея относится к периоду расцвета в творчестве иконописца. На иконе Христос изображен в оранжево-охристом хитоне и гимантии — плаще, надеваемом поверх хитона. Гимантий накинут на левое плечо. Рисунок одежд составляет ассист — лучи и блики, нанесенные тонкими параллельными линиями. Оклад иконы выполнен в технике перегородчатой эмали по скани. В верхних углах центральной композиции — монограмма Христа, над плечами надписи:
Самостоятельные изображения Христа Эммануила в византийском и древнерусском искусстве встречаются редко. Небольшие оплечные иконы этого типа получили распространение во второй половине XVII — начале XVIII веков. Их могли включать в трехчастные композиции, где фигуру юного Христа сопровождали Архангелы Михаил и Гавриил.
К образу Эммануила неоднократно обращался в своем творчестве Симон Ушаков — самый известный иконописец XVII века. Много лет он возглавлял иконописную мастерскую Оружейной палаты Московского Кремля. Симон Ушаков стал основоположником живоподобного стиля в иконописи. Лики, написанные в этой манере, теплые, светоносные. Ушаков стремился передать Божественный свет, исходящий от ликов. По сравнению с работами Андрея Рублева или Дионисия изображение на иконах Симона Ушакова менее условное, более осязаемое и живое.
Мастер работал в очень сложной технике: он накладывал множество слоев полупрозрачной темперы — минеральной краски, тертой на яичном желтке, жидком клее, меде и других эмульсиях. Иконописец добивался объема, сияния и особой гладкости. Образ Эммануила давал Ушакову возможность сосредоточить внимание на изображении лика Христа и с максимальной наглядностью воплотить новые художественные принципы живоподобия.
До нашего времени дошло около полусотни подписных икон Симона Ушакова. Работа из собрания Иркутского художественного музея относится к периоду расцвета в творчестве иконописца. На иконе Христос изображен в оранжево-охристом хитоне и гимантии — плаще, надеваемом поверх хитона. Гимантий накинут на левое плечо. Рисунок одежд составляет ассист — лучи и блики, нанесенные тонкими параллельными линиями. Оклад иконы выполнен в технике перегородчатой эмали по скани. В верхних углах центральной композиции — монограмма Христа, над плечами надписи:
#11
ЕМ (М)АНUИЛЪ / ЕЖЕС НАМИ БГЪ.
#8
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Спас Эммануил
Время создания
70-е годы XVII века
Размер
32x25 см
Техника
дерево, левкас, темпера, металл, перегородчатая эмаль, стекло
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться