В экспозиции Севастопольского художественного музея имени Михаила Павловича Крошицкого представлена картина «Обед» кисти русского художника Леонида Соломаткина.
Гротеск и небольшой масштаб персонажей, гримасы и подчеркнутая фиксированность их жестов, четко продуманная, цельная композиция картины, «отодвинутость» от зрителя героев и основного действа помогают понять смысл происходящего. Это не просто праздничный обед, а сделка дельцов, превратившаяся в обычную «пьянку». Здесь нет улыбки, только сатира, обличение людей, уже утративших человеческий облик, здесь показано их духовное убожество. Приемы сатирического гротеска, карикатурность участников этой пирушки, локальный колорит имеют много общего с языком изобразительных метафор и гипербол, которые свойственны лубочным картинкам и ярмарочным представлениям, которые так любил Леонид Иванович. Он ярко раскрыл тему обесценивания главных жизненных ценностей, где все покупалось и продавалось, где все стало предметом корысти, разрушающей нормальные человеческие отношения.
Леонида Ивановича Соломаткина в истории русского искусства часто называют «предтечей передвижничества», художником 1860-х, который продолжил в своем творчестве традиции Павла Андреевича Федотова, а именно — критическую и сатирическую тенденцию. С 13 лет Соломаткин начал работать — был погонщиком, подпаском, чумаком. Исколесив огромную часть России, он видел разорение деревень, нищету в городах, наблюдал сложность и порой жестокость человеческих взаимоотношений. Все это впоследствии нашло отражение в его творчестве.
Любовь Соломаткина к искусству, вероятнее всего, началась
с интереса к дешевым народным книжкам и лубочным картинкам.
Закончив Московское училище живописи и ваяния, проучившись в Академии
художеств и получив звание художника 3-й степени, он обратился
к бытовому жанру. Живя впроголодь, ютясь в ночлежках, большей частью
живописец писал сцены из жизни простого народа, которые очень быстро нашли
отклик у зрителя не только из-за социальной заостренности,
но и благодаря художественной ценности произведений.