В экспозиции представлена картина художника Леонида Соломаткина «Вечеринка у приказчика». Художник изобразил компанию мужчин: горожан, чиновников, приказчиков. На стенах висят литография в рамке и часы-ходики. Справа можно увидеть накрытый стол с самоваром, бутылками и стаканами, рядом стоит тарелка с горой сушек. Из-под стола выглядывает вислоухая собака. Перед публикой играют скрипач и гитарист, один из героев поет, другой танцует.
Нелепые, большеголовые фигуры действующих лиц Соломаткин написал анекдотично, их жесты и мимика преувеличены. Однако позиция автора доброжелательна, его интонация отличается мягким юмором. При этом автор очень точно изобразил детали обстановки и одежды: дощатый пол, простой чайник, фасоны сюртуков и пальто, местами отклеившиеся полосатые обои.
Художник Леонид Соломаткин рано осиротел, родителей не помнил. По его собственным словам, он еще в раннем детстве вынес «все, что достается на долю бедняка-сироты». Однажды Соломаткин узнал, что в Московское училище живописи и ваяния принимают молодых людей всех сословий, и отправился из Курской губернии в Москву.
До города он добирался несколько месяцев пешком. Чтобы как-то заработать на еду, молодой художник брался за любую работу. Соломаткину удалось поступить в Училище живописи и ваяния, его приютил на казенной квартире директор училища Николай Рамазанов.
Методика обучения в Москве отличалось свободой: ученики не были стеснены жесткими требованиями академической программы, как в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Однако в феврале 1861 года Соломаткин подал прошение в Академию художеств, куда его зачислили в качестве вольноприходящего ученика.
По воспоминаниям современников, «добрый, бесхитростный до наивности, откровенный до излишества и вреда себе» Соломаткин быстро стал любимцем педагогов и товарищей. С 1860-х годов он участвовал в академических выставках и за полотна «Именины дьячка» и «Славильщики-городовые» получил две серебряные медали.
Работы Соломаткина хвалил критик Владимир Стасов. Его картины сравнивали с произведениями Николая Гоголя и Федора Достоевского, отмечали точную передачу артикуляции и жестов, аккуратность в изображении бытовых деталей. Писал Соломаткин всегда «алла прима» — от итальянского «в один присест», очень быстро, то есть не дожидаясь, пока высохнет предыдущий красочный слой.
Однако уже в 1870-х годах имя мастера стали все реже упоминать в прессе, он прекратил участвовать в выставках, и о нем начали забывать. Публицист и художник Александр Бенуа в «Истории русской живописи в XIX веке» отзывался о Соломаткине как об авторе одной картины:
Нелепые, большеголовые фигуры действующих лиц Соломаткин написал анекдотично, их жесты и мимика преувеличены. Однако позиция автора доброжелательна, его интонация отличается мягким юмором. При этом автор очень точно изобразил детали обстановки и одежды: дощатый пол, простой чайник, фасоны сюртуков и пальто, местами отклеившиеся полосатые обои.
Художник Леонид Соломаткин рано осиротел, родителей не помнил. По его собственным словам, он еще в раннем детстве вынес «все, что достается на долю бедняка-сироты». Однажды Соломаткин узнал, что в Московское училище живописи и ваяния принимают молодых людей всех сословий, и отправился из Курской губернии в Москву.
До города он добирался несколько месяцев пешком. Чтобы как-то заработать на еду, молодой художник брался за любую работу. Соломаткину удалось поступить в Училище живописи и ваяния, его приютил на казенной квартире директор училища Николай Рамазанов.
Методика обучения в Москве отличалось свободой: ученики не были стеснены жесткими требованиями академической программы, как в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Однако в феврале 1861 года Соломаткин подал прошение в Академию художеств, куда его зачислили в качестве вольноприходящего ученика.
По воспоминаниям современников, «добрый, бесхитростный до наивности, откровенный до излишества и вреда себе» Соломаткин быстро стал любимцем педагогов и товарищей. С 1860-х годов он участвовал в академических выставках и за полотна «Именины дьячка» и «Славильщики-городовые» получил две серебряные медали.
Работы Соломаткина хвалил критик Владимир Стасов. Его картины сравнивали с произведениями Николая Гоголя и Федора Достоевского, отмечали точную передачу артикуляции и жестов, аккуратность в изображении бытовых деталей. Писал Соломаткин всегда «алла прима» — от итальянского «в один присест», очень быстро, то есть не дожидаясь, пока высохнет предыдущий красочный слой.
Однако уже в 1870-х годах имя мастера стали все реже упоминать в прессе, он прекратил участвовать в выставках, и о нем начали забывать. Публицист и художник Александр Бенуа в «Истории русской живописи в XIX веке» отзывался о Соломаткине как об авторе одной картины: