Автор полотна Андрей Иванович Иванов учился в Императорской Академии художеств у живописца Григория Ивановича Угрюмова и у французского мастера исторического жанра стиля рококо Габриэля-Франсуа Дуайена.
В 1797 году за картину «Ной при выходе из ковчега приносит жертву Богу» Иванов получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-й степени. За свои заслуги был оставлен пенсионером, то есть получателем гранта, при Академии художеств.
Впоследствии Андрей Иванович начал преподавательскую деятельность в Академии, в 1800 году получил звание «назначенного в академики». Данный отличительный знак присуждался Императорской Академией художеств мастерам, чья кандидатура на звание художника-академика одобрялась Советом Академии.
В 1803 году Иванов стал академиком живописи за картину «Адам и Ева с детьми под деревом после изгнания из рая». В 1812 году получил звание профессора за работу «Единоборство князя Мстислава Удалого с косожским князем Редедей», в 1821 году — звание старшего профессора. В конце 1830 года уволен из Академии художеств по личному распоряжению Николая I: император был недоволен картиной «Смерть генерала Кульнева».
В основе сюжета произведения «Селена и Эндимион» — греческий миф о любви Селены, богини Луны, которую в поздней античности отождествляли с Артемидой и Гекатой, к юноше Эндимиону. Он был наказан Зевсом за любовь к его супруге, Гере, и погружен в вечный сон. По просьбе Селены ему была сохранена вечная молодость. По другой версии мифа, Селена сама усыпила Эндимиона.