Во все времена вода была самым важным ресурсом. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, воду необходимо было принести. Поэтому коромысло, деревянное приспособление в виде шеста для одновременного ношения двух ведер воды, по праву можно назвать первостепенным предметом сельского быта.
Чаще всего коромысло имело форму дуги. Именно такое коромысло представлено и в экспозиции Зала этнографии, а произведено оно было в ХХ веке. Древесина, из которой делали коромысло, должна была быть легкой, прочной, гибкой, однородной и одновременно — хорошо сопротивляться растрескиванию. Поэтому чаще всего для изготовления коромысла использовали березу, орешник, клен, бук, несколько реже — сосну и ель.
В качестве заготовки для коромысла обычно подбирали брусок толщиной 5–7 см и длиной 190–210 см. Каждую заготовку в середине стесывали до определенной толщины, сгибали, а затем распаривали: вымачивали в пруду и прогревали над пламенем костра или зарывали в землю на месте будущего кострища. Распаривание требовалось, чтобы закрепить изогнутую форму будущего коромысла. Затем на его края крепили металлические накладки с крючком. Также коромысло иногда раскрашивали, чтобы придать ему нарядный и праздничный вид.
Также изготавливались коромысла, вырезанные из широкой и прочной прямой доски. Такая доска сужалась к концам, в ее середине была специальная выемка для шеи. Ведра с водой крепились к длинным крюкам, которые спускались с концов корпуса. Однако куда более широкое распространение получило гнутое коромысло. В том числе потому, что оно удобнее ложилось на плечи, а ведра, закрепленные на концах коромысла в специально вырезанных для этого выемках, почти не качались при ходьбе.
Коромысло помогало без устали носить по несколько сотен метров два ведра воды, перекладывая коромысло с одного плеча на другое. Более того, ношение воды на коромысле постепенно превратилось в целый ритуал. По пути за водой пустые ведра следовало держать в левой руке, а само коромысло — в правой. У колодца ведро на коромысле закрепляется сначала сзади, а затем спереди. Главное при переноске воды — сохранять равновесие.
Чаще всего коромысло имело форму дуги. Именно такое коромысло представлено и в экспозиции Зала этнографии, а произведено оно было в ХХ веке. Древесина, из которой делали коромысло, должна была быть легкой, прочной, гибкой, однородной и одновременно — хорошо сопротивляться растрескиванию. Поэтому чаще всего для изготовления коромысла использовали березу, орешник, клен, бук, несколько реже — сосну и ель.
В качестве заготовки для коромысла обычно подбирали брусок толщиной 5–7 см и длиной 190–210 см. Каждую заготовку в середине стесывали до определенной толщины, сгибали, а затем распаривали: вымачивали в пруду и прогревали над пламенем костра или зарывали в землю на месте будущего кострища. Распаривание требовалось, чтобы закрепить изогнутую форму будущего коромысла. Затем на его края крепили металлические накладки с крючком. Также коромысло иногда раскрашивали, чтобы придать ему нарядный и праздничный вид.
Также изготавливались коромысла, вырезанные из широкой и прочной прямой доски. Такая доска сужалась к концам, в ее середине была специальная выемка для шеи. Ведра с водой крепились к длинным крюкам, которые спускались с концов корпуса. Однако куда более широкое распространение получило гнутое коромысло. В том числе потому, что оно удобнее ложилось на плечи, а ведра, закрепленные на концах коромысла в специально вырезанных для этого выемках, почти не качались при ходьбе.
Коромысло помогало без устали носить по несколько сотен метров два ведра воды, перекладывая коромысло с одного плеча на другое. Более того, ношение воды на коромысле постепенно превратилось в целый ритуал. По пути за водой пустые ведра следовало держать в левой руке, а само коромысло — в правой. У колодца ведро на коромысле закрепляется сначала сзади, а затем спереди. Главное при переноске воды — сохранять равновесие.