Медведь — особое животное в культуре Севера. Ханты считают его лесным человеком, верят, что он обладает даром предвидения, понимает человеческую речь, и поэтому, говоря о медведе, используют подставные имена. В случае, если человеку нужно произнести какую-либо клятву, делает он это на шкуре медведя. Такая клятва считается наиболее обязывающей.
Центральный обряд культа медведя — медвежий праздник. Это целый комплекс ритуалов — от охоты на медведя до его разделывания. Отдельные семьи юганской группы хантов верят в свою принадлежность к «роду медведя», поэтому почтительное отношение к зверю сохраняется и сегодня.
Праздник у хантов начинается с нанесения зарубок на стволы кедра после удачной охоты на медведя. Отметины зачастую изображают медведя в жертвенной позе. Жертвенным называют то положение, в котором голова животного находится между лапами.
В юртах все жители выходят встречать медведя, кланяются ему от трех до семи раз. При приветствии называют «младшим братишкой-сестренкой» — связано это с тем, что пол зверя определяется только во время разделки. На живот зверя кладут кедровые иголки, которые символизируют завязки на шубе. Шкуру разрезают вместе с хвоинками со словами: «Если тебе жарко, мы развяжем завязки на халате». Во время разделки туши запрещается дробить кости, их отделяют по суставам. Голову оставляют вместе со шкурой и лапами. Ее укладывают в берестяной сосуд в жертвенной позе. Место, где разделывают шкуру, прикрывают ветками, чтобы не привлечь злых духов.
Мясо медведя никогда не заготавливают впрок, а съедают во время медвежьего праздника. Есть его могут только люди — собак им не кормят, в отличие от мяса других животных. Медвежью кровь не пьют. Части тела ритуального медведя не называют вслух, для этого используют заменяющие слова, например «котлом» называют голову животного, а «звездами» — глаза.
Медвежьи пляски проводят в доме охотника, добывшего зверя. Ритуал сопровождается извинениями за убийство, часто перекладывают вину на «русское оружие». Несколько дней длятся театрализованные представления с музыкой, пением, танцами, переодеванием в костюмы. Обязательным атрибутом праздника считаются берестяные маски, которые надевают во время исполнения сценок и танцев. Они необходимы для того, чтобы скрыть от самого медведя лица охотников и тех, кто ел мясо «прародителя».
Голову медведя из фондов музейного комплекса изготовили из невыделанной шкуры. Ее приобрели во время командировки научных сотрудников Музея реки Обь в поселок Лемпино.
Центральный обряд культа медведя — медвежий праздник. Это целый комплекс ритуалов — от охоты на медведя до его разделывания. Отдельные семьи юганской группы хантов верят в свою принадлежность к «роду медведя», поэтому почтительное отношение к зверю сохраняется и сегодня.
Праздник у хантов начинается с нанесения зарубок на стволы кедра после удачной охоты на медведя. Отметины зачастую изображают медведя в жертвенной позе. Жертвенным называют то положение, в котором голова животного находится между лапами.
В юртах все жители выходят встречать медведя, кланяются ему от трех до семи раз. При приветствии называют «младшим братишкой-сестренкой» — связано это с тем, что пол зверя определяется только во время разделки. На живот зверя кладут кедровые иголки, которые символизируют завязки на шубе. Шкуру разрезают вместе с хвоинками со словами: «Если тебе жарко, мы развяжем завязки на халате». Во время разделки туши запрещается дробить кости, их отделяют по суставам. Голову оставляют вместе со шкурой и лапами. Ее укладывают в берестяной сосуд в жертвенной позе. Место, где разделывают шкуру, прикрывают ветками, чтобы не привлечь злых духов.
Мясо медведя никогда не заготавливают впрок, а съедают во время медвежьего праздника. Есть его могут только люди — собак им не кормят, в отличие от мяса других животных. Медвежью кровь не пьют. Части тела ритуального медведя не называют вслух, для этого используют заменяющие слова, например «котлом» называют голову животного, а «звездами» — глаза.
Медвежьи пляски проводят в доме охотника, добывшего зверя. Ритуал сопровождается извинениями за убийство, часто перекладывают вину на «русское оружие». Несколько дней длятся театрализованные представления с музыкой, пением, танцами, переодеванием в костюмы. Обязательным атрибутом праздника считаются берестяные маски, которые надевают во время исполнения сценок и танцев. Они необходимы для того, чтобы скрыть от самого медведя лица охотников и тех, кто ел мясо «прародителя».
Голову медведя из фондов музейного комплекса изготовили из невыделанной шкуры. Ее приобрели во время командировки научных сотрудников Музея реки Обь в поселок Лемпино.