Пермский звериный стиль — разновидность бронзовой металлопластики средневековых уральских мастеров. Этот вид литья был распространен в VI–XIII веках в Приуралье, Зауралье и таежной части реки Обь. Изделия находят в составе кладов, в погребениях, на местах, где некогда располагались металлургические комплексы. Исследователи предполагают, что в металле были отображены духи, родовые и личные тотемы — существа или предметы, которых считали родоначальниками или покровителями племен. Такие изделия носили культовый характер, их использовали в сакральных ритуалах — например, во время общения шамана с миром духов.
Чаще всего в пермском зверином стиле встречались сюжеты с участием медведя и лося. Культ лося у хантов, населяющих Нефтеюганский район, в наши дни выражен уже не так ярко. Однако культ медведя сохраняется не одно тысячелетие. У хантов и некоторых других коренных народов Западной Сибири и в наши дни проводят «Медвежий праздник» — комплекс обрядов, который следует после удачной охоты на медведя. Тушу животного разделывают, шкуру укладывают в жертвенную позу — голова между двумя передними лапами, — а мясо варят. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением.
В экспозиции «Югорское наследие» представлена ажурная бронзовая пряжка с зооморфным орнаментом. Она поступила в фонды Музея реки Обь в 1997 году после раскопок археологического памятника Кинтусовское 4 близ озера Сырковый Сор. Наружная сторона пряжки отполирована, внутренняя не обработана. На щитке изображение распластанной фигуры медведя в жертвенной позе. Передние лапы медведя покрыты орнаментом — рядом из круглых полубусин. Такой же кант тянется вдоль позвоночника и в месте соединения с приемником. На рамке — изображение двух лосиных голов, обращенных в противоположные стороны.
Образ медведя в представлении средневековых жителей Салымского края выполнял защитную и магическую функции, считался мужским знаком. Изображение этого зверя на ременной пряжке охотника должно было защитить его от злых духов и принести удачу на промысле.
Чаще всего в пермском зверином стиле встречались сюжеты с участием медведя и лося. Культ лося у хантов, населяющих Нефтеюганский район, в наши дни выражен уже не так ярко. Однако культ медведя сохраняется не одно тысячелетие. У хантов и некоторых других коренных народов Западной Сибири и в наши дни проводят «Медвежий праздник» — комплекс обрядов, который следует после удачной охоты на медведя. Тушу животного разделывают, шкуру укладывают в жертвенную позу — голова между двумя передними лапами, — а мясо варят. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением.
В экспозиции «Югорское наследие» представлена ажурная бронзовая пряжка с зооморфным орнаментом. Она поступила в фонды Музея реки Обь в 1997 году после раскопок археологического памятника Кинтусовское 4 близ озера Сырковый Сор. Наружная сторона пряжки отполирована, внутренняя не обработана. На щитке изображение распластанной фигуры медведя в жертвенной позе. Передние лапы медведя покрыты орнаментом — рядом из круглых полубусин. Такой же кант тянется вдоль позвоночника и в месте соединения с приемником. На рамке — изображение двух лосиных голов, обращенных в противоположные стороны.
Образ медведя в представлении средневековых жителей Салымского края выполнял защитную и магическую функции, считался мужским знаком. Изображение этого зверя на ременной пряжке охотника должно было защитить его от злых духов и принести удачу на промысле.