Иконография портретов великого русского императора Петра I обширна и разнообразна. Анализируя изображения Петра I, исследователи этого периода искусства утверждают, что прижизненные изображения Петра, как правило, исполнялись известными иностранными художниками — Жан-Марком Натье, Луи Караваком и другими. Русским же мастерам, писавшим с известных оригиналов, принадлежал целый ряд повторений, нередко интересных и качественных по исполнению.
Чаще всего на портретах не указано авторство, но иногда исследователям все же удается встретить знакомые имена. В коллекции Таганрогского художественного музея хранится портрет первого императора, написанный известным русским художником второй половины ХVIII века Алексеем Петровичем Антроповым (25 марта 1716 г., Санкт-Петербург — 23 июня 1795 г., Санкт-Петербург). Это произведение — копия с известного оригинала Луи Каравака и относится к типу исторических портретов.
Это произведение Антропова — наиболее значительное в ряду выполненных им копийных портретов. На фоне остальных оно ярко выделяется новым решением, психологическим образом Петра Великого, а также реалистически правдиво передает сходство с живым историческим лицом. Алексей Петрович Антропов написал портрет Петра I в 1772 году. На момент смерти императора художнику было всего девять лет, но портретов Петра I ему предстояло написать немало.
Во времена ученичества Антропова в России еще не была учреждена Академия художеств. Все подающие надежды мастера числились при Канцелярии от строений. Одним из учителей Алексея Петровича Антропова был Луи Каравак. Получив приглашение в Россию, он много работал при дворе и преуспел в парадном портрете. Луи Каравак стал своего рода посредником между Антроповым и европейской живописью.
Алексей Антропов повторил оригинал Каравака, тщательно прописывая все детали. Однако образ Петра I он трактует иначе, уделяя основное внимание душевному состоянию изображенного. Это значительно отличает портрет Антропова от оригинала. Если у Каравака Пётр Великий — холодный и властный правитель с округлыми, полными строгости и гнева глазами, то Антропов мыслил его, прежде всего, мудрым правителем. Антроповский Пётр не властитель, хотя и изображен с монаршими регалиями, а как будто близкий человек: зрелого возраста, с жизненным опытом, покоряющий своей добротой, помогающий окружающим обрести подлинные ощущения уверенности и покоя.
Чаще всего на портретах не указано авторство, но иногда исследователям все же удается встретить знакомые имена. В коллекции Таганрогского художественного музея хранится портрет первого императора, написанный известным русским художником второй половины ХVIII века Алексеем Петровичем Антроповым (25 марта 1716 г., Санкт-Петербург — 23 июня 1795 г., Санкт-Петербург). Это произведение — копия с известного оригинала Луи Каравака и относится к типу исторических портретов.
Это произведение Антропова — наиболее значительное в ряду выполненных им копийных портретов. На фоне остальных оно ярко выделяется новым решением, психологическим образом Петра Великого, а также реалистически правдиво передает сходство с живым историческим лицом. Алексей Петрович Антропов написал портрет Петра I в 1772 году. На момент смерти императора художнику было всего девять лет, но портретов Петра I ему предстояло написать немало.
Во времена ученичества Антропова в России еще не была учреждена Академия художеств. Все подающие надежды мастера числились при Канцелярии от строений. Одним из учителей Алексея Петровича Антропова был Луи Каравак. Получив приглашение в Россию, он много работал при дворе и преуспел в парадном портрете. Луи Каравак стал своего рода посредником между Антроповым и европейской живописью.
Алексей Антропов повторил оригинал Каравака, тщательно прописывая все детали. Однако образ Петра I он трактует иначе, уделяя основное внимание душевному состоянию изображенного. Это значительно отличает портрет Антропова от оригинала. Если у Каравака Пётр Великий — холодный и властный правитель с округлыми, полными строгости и гнева глазами, то Антропов мыслил его, прежде всего, мудрым правителем. Антроповский Пётр не властитель, хотя и изображен с монаршими регалиями, а как будто близкий человек: зрелого возраста, с жизненным опытом, покоряющий своей добротой, помогающий окружающим обрести подлинные ощущения уверенности и покоя.