Портрет — жанр изобразительного искусства, который появился в России во второй половине XVII века. В XVIII веке русские художники начали писать и парадные портреты, на которых чаще всего герои представали в торжественной обстановке, и камерные — небольшие, лирические работы. Заказчиками полотен в первую очередь были представители императорской семьи и высшей русской аристократии, а позже портреты получили распространение в дворянских кругах и купеческой среде.
В Троице-Сергиевой лавре существовала небольшая галерея, составленная из портретов императоров и лаврских архимандритов. Картины находились в приемных залах Царских чертогов, настоятельских и наместничьих покоях. В середине XVIII века сложился комплекс произведений, включавший три портрета с образами императрицы Елизаветы Петровны, ее племянника и наследника великого князя Петра Федоровича, а также его супруги, великой княгини Екатерины Алексеевны. Полотна создавали в мастерских лучших живописцев Москвы и Санкт-Петербурга.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны художнику Алексею Антропову в конце 40-х годов XVIII века заказал Святейший синод — высший правящий орган в Русской православной церкви. Антропов создал копию ростового коронационного портрета кисти придворного петербургского живописца Луи Каравака. В те годы писать портрет с «официального» было обычной практикой. Художник изобразил императрицу в парадном одеянии с полным повторением государственной атрибутики.
Перед Антроповым стояла задача: передав общие черты сходства, подчеркнуть царственное величие персоны. Торжественный образ императрицы должен был внушать зрителю почтение.
С помощью насыщенной палитры художник передал атмосферу торжественности. Он тонко выписал фактуру материалов: парчи, бархата, горностаевого меха; подчеркнул блеск бриллиантов и золота. Антропов в первую очередь был иконописцем, много работал по заказам Троице-Сергиевой лавры. Исследователи предполагают, что поэтому он склонялся к яркой декоративности произведения, что характерно для церковного искусства Москвы периода барокко середины XVIII века.
В Троице-Сергиевой лавре существовала небольшая галерея, составленная из портретов императоров и лаврских архимандритов. Картины находились в приемных залах Царских чертогов, настоятельских и наместничьих покоях. В середине XVIII века сложился комплекс произведений, включавший три портрета с образами императрицы Елизаветы Петровны, ее племянника и наследника великого князя Петра Федоровича, а также его супруги, великой княгини Екатерины Алексеевны. Полотна создавали в мастерских лучших живописцев Москвы и Санкт-Петербурга.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны художнику Алексею Антропову в конце 40-х годов XVIII века заказал Святейший синод — высший правящий орган в Русской православной церкви. Антропов создал копию ростового коронационного портрета кисти придворного петербургского живописца Луи Каравака. В те годы писать портрет с «официального» было обычной практикой. Художник изобразил императрицу в парадном одеянии с полным повторением государственной атрибутики.
Перед Антроповым стояла задача: передав общие черты сходства, подчеркнуть царственное величие персоны. Торжественный образ императрицы должен был внушать зрителю почтение.
С помощью насыщенной палитры художник передал атмосферу торжественности. Он тонко выписал фактуру материалов: парчи, бархата, горностаевого меха; подчеркнул блеск бриллиантов и золота. Антропов в первую очередь был иконописцем, много работал по заказам Троице-Сергиевой лавры. Исследователи предполагают, что поэтому он склонялся к яркой декоративности произведения, что характерно для церковного искусства Москвы периода барокко середины XVIII века.