Портрет Натальи Кирилловны Нарышкиной (1 сентября 1651 г., Москва — 4 февраля 1694 г., Москва) датируется концом ХVII века. Он представляет собой характерное для того времени светское изображение, которое вошло в историю живописи под термином «парсуна» (от латинского «персона» — личность). В парсуне соединились давние традиции иконописи и современные для того времени живописные приемы европейского искусства. Портрет царицы исполнен на холсте в технике масляной живописи по примеру светских изображений Европы, хотя манера исполнения во многом напоминает «живоподобие» ликов иконописи ХVII века.
Портрет царицы Натальи Кирилловны был исполнен в то время, когда женский портрет оставался в обиходе редким явлением. Единственно возможным поводом для появления образа царевны было сватовство или свадьба, а царицы — ее смерть. Такой посмертный портрет или «образ во успении» помещали в домашних галереях жилых помещений в память об ушедшем.
Судя по авторской подписи на обороте холста, произведение было исполнено в самом конце ХVII века иконописцем Оружейной палаты Московского Кремля Петром Никитиным. Исполняя его, Никитин ориентировался на уже написанный несколькими годами ранее посмертный образ той же модели. Полотно, служившее для иконописца образцом, было создано в течение девяти дней после смерти царицы и считалось самым достоверным ее изображением.
Несмотря на этот факт, образ, представленный на портрете, имеет мало общего с реальной передачей внешних черт. Царица представлена в традиционной позе со сложенными на груди руками, подобающей «женскому приличию». Одежда, облачающая фигуру, выглядит мешковато, без естественных складок, а лицо написано так, что зрителю трудно уловить, как в действительности выглядела царица.
Этот портрет известен в нескольких повторениях — изображение матери Петра Великого пользовалось популярностью и разошлось уже в конце ХVII в нескольких копиях. Считается, что Таганрогский художественный музей — обладатель единственного подписанного и датированного портрета-повторения Натальи Кирилловны Нарышкиной.
Портрет царицы Натальи Кирилловны был исполнен в то время, когда женский портрет оставался в обиходе редким явлением. Единственно возможным поводом для появления образа царевны было сватовство или свадьба, а царицы — ее смерть. Такой посмертный портрет или «образ во успении» помещали в домашних галереях жилых помещений в память об ушедшем.
Судя по авторской подписи на обороте холста, произведение было исполнено в самом конце ХVII века иконописцем Оружейной палаты Московского Кремля Петром Никитиным. Исполняя его, Никитин ориентировался на уже написанный несколькими годами ранее посмертный образ той же модели. Полотно, служившее для иконописца образцом, было создано в течение девяти дней после смерти царицы и считалось самым достоверным ее изображением.
Несмотря на этот факт, образ, представленный на портрете, имеет мало общего с реальной передачей внешних черт. Царица представлена в традиционной позе со сложенными на груди руками, подобающей «женскому приличию». Одежда, облачающая фигуру, выглядит мешковато, без естественных складок, а лицо написано так, что зрителю трудно уловить, как в действительности выглядела царица.
Этот портрет известен в нескольких повторениях — изображение матери Петра Великого пользовалось популярностью и разошлось уже в конце ХVII в нескольких копиях. Считается, что Таганрогский художественный музей — обладатель единственного подписанного и датированного портрета-повторения Натальи Кирилловны Нарышкиной.