Портрет Елизаветы Петровны представляет собой классический тип парадного портрета, пришедшего в Россию из Европы в ХVIII веке. Согласно правилам написания такого портрета, императрица изображена в особой торжественной обстановке дворцовых интерьеров, в роскошном платье с драгоценностями и непременными регалиями власти — скипетром, короной, горностаевой мантией. Следовать этим требованиям было обязательно — подобные изображения украшали парадные залы и помещения и были рассчитаны на всеобщее обозрение. Так, не менее торжественные, чем дворцовые покои, парадные портреты легко вписывались в их убранство и вызывали восхищение своей красотой и величественностью.
При написании этого произведения художник обратился к известному в ХVIII веке образцу — эффектному парадному портрету Екатерины I кисти французского живописца Жана-Марка Натье (17 марта 1685 г., Париж — 7 ноября 1766 г., Париж), написанному в 1717 году. Портрет стал популярным и считался эталоном на протяжении всего столетия. Следуя принятым правилам написания портрета, неизвестный автор импровизировал с деталями. Художник немного скорректировал ракурс, поменял фасон платья и драгоценности, изобразил в правой руке Елизаветы скипетр. По правилам этикета на портрете был заменен и орден с лентой: правящая императрица должна была быть представлена с высшей государственной наградой — орденом и голубой муаровой лентой Святого Андрея Первозванного.
Однако многое в произведении остается неизменным. Фигура императрицы так же выгодно выделяется на фоне красного бархатного занавеса с эффектными складками, традиционной деталью парадного портрета. Статус модели подчеркивает и изображенный фрагмент дворцового интерьера: слева — величественная колонна, справа — тонко выписанная пилястра с коринфской капителью и барельефы.
Все живописные портреты проходили особый контроль у самой императрицы. Поэтому художник стремился создать несколько идеализированный облик Елизаветы Петровны. Он постарался подчеркнуть все то, о чем часто упоминали современники Елизаветы в своих воспоминаниях, — белую кожу, легкий румянец на щеках, благостную приятную улыбку, изящество и утонченность в манерах.
При написании этого произведения художник обратился к известному в ХVIII веке образцу — эффектному парадному портрету Екатерины I кисти французского живописца Жана-Марка Натье (17 марта 1685 г., Париж — 7 ноября 1766 г., Париж), написанному в 1717 году. Портрет стал популярным и считался эталоном на протяжении всего столетия. Следуя принятым правилам написания портрета, неизвестный автор импровизировал с деталями. Художник немного скорректировал ракурс, поменял фасон платья и драгоценности, изобразил в правой руке Елизаветы скипетр. По правилам этикета на портрете был заменен и орден с лентой: правящая императрица должна была быть представлена с высшей государственной наградой — орденом и голубой муаровой лентой Святого Андрея Первозванного.
Однако многое в произведении остается неизменным. Фигура императрицы так же выгодно выделяется на фоне красного бархатного занавеса с эффектными складками, традиционной деталью парадного портрета. Статус модели подчеркивает и изображенный фрагмент дворцового интерьера: слева — величественная колонна, справа — тонко выписанная пилястра с коринфской капителью и барельефы.
Все живописные портреты проходили особый контроль у самой императрицы. Поэтому художник стремился создать несколько идеализированный облик Елизаветы Петровны. Он постарался подчеркнуть все то, о чем часто упоминали современники Елизаветы в своих воспоминаниях, — белую кожу, легкий румянец на щеках, благостную приятную улыбку, изящество и утонченность в манерах.