Питер Пауль Рубенс (1577—1640) — фламандский художник, автор картин на религиозные, мифологические, аллегорические и исторические темы, пейзажей, портретов, композиционно сложных сцен охоты и сражений.
Рубенс учился у таких антверпенских мастеров, как Тобиас Верхахт, Адам ван Норт и Отто Вениус. С 1600 года он жил в Италии, был придворным художником герцога Мантуанского. Работал преимущественно в Мантуе, Генуе, Венеции, ездил в Испанию. В 1608 году вернулся на родину и получил звание придворного художника испанских правителей Нидерландов. Занимался дипломатической деятельностью. Возглавлял большую мастерскую, ставшую центром художественной жизни страны.
Картина «Возвращение из Египта» известна в двух вариантах. Первый из них находится в собрании графов Лейчестерских в Холкем-Холл, в Англии, а второй — в Уодсуорт-Атенеум — в старейшем художественном музее США. В каталоге этого музея учтены все наброски, связанные с выполнением представленных там произведений, включая и эскиз, фиксирующий композицию данной картины, хранящийся в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Но есть эскиз, который американским исследователям остался неизвестен. Это работа, которая находилась в собрании князей Горчаковых в имении Барятино Тарусского уезда Калужской губернии, а ныне принадлежит Калужскому музею изобразительных искусств. Композиция, выполненная на евангельский сюжет, связанный с возвращением Святого семейства из Египта, получила широкую популярность благодаря ее воспроизведению в гравюре, которая использовалась в учебных целях.
В творческом наследии Рубенса — около 3000 работ, значительная часть которых, правда, выполнена в соавторстве с коллегами и учениками.
Рубенс учился у таких антверпенских мастеров, как Тобиас Верхахт, Адам ван Норт и Отто Вениус. С 1600 года он жил в Италии, был придворным художником герцога Мантуанского. Работал преимущественно в Мантуе, Генуе, Венеции, ездил в Испанию. В 1608 году вернулся на родину и получил звание придворного художника испанских правителей Нидерландов. Занимался дипломатической деятельностью. Возглавлял большую мастерскую, ставшую центром художественной жизни страны.
Картина «Возвращение из Египта» известна в двух вариантах. Первый из них находится в собрании графов Лейчестерских в Холкем-Холл, в Англии, а второй — в Уодсуорт-Атенеум — в старейшем художественном музее США. В каталоге этого музея учтены все наброски, связанные с выполнением представленных там произведений, включая и эскиз, фиксирующий композицию данной картины, хранящийся в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Но есть эскиз, который американским исследователям остался неизвестен. Это работа, которая находилась в собрании князей Горчаковых в имении Барятино Тарусского уезда Калужской губернии, а ныне принадлежит Калужскому музею изобразительных искусств. Композиция, выполненная на евангельский сюжет, связанный с возвращением Святого семейства из Египта, получила широкую популярность благодаря ее воспроизведению в гравюре, которая использовалась в учебных целях.
Представленный в экспозиции эскиз был принят за копию, выполненную по гравюре, хотя в действительности она написана жидкими красками в манере, свойственной эскизам картин Рубенса. Со временем, по мере обнаружения грунта, картины было принято «подновлять», прописывая утраченные детали. Не избежало такого вмешательства и представленное произведение. Не исключено, что это было сделано одновременно с такой же реставрацией «Мадонны со щегленком».