Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Значимые предметы экспозиции»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Портрет Сергея Никифоровича Марина

Время создания
1819
Место создания
Россия
Размер
24,2x18,8 см
Техника
бумага, пастель
0
Открыть в приложении
#1

Сергей Никифорович Мари́н родился 18 (29) января 1776 года в Воронеже, в семье отставного полковника, статского советника Никифора Михайловича Марина, в это время воронежского вице-губернатора. Образование получил в Воронежском Главном народном училище. В 1790 году, в 14 лет, Сергей Марин зачислен в лейб-гвардии Преображенский полк, где сразу получил чин подпрапорщика. 

В 1797 году произведён в портупей-прапорщики, но через месяц, вызвав гнев Павла I, был разжалован в рядовые за то, что во время парада, пронося знамя мимо императора, оступился и сбился с ноги. Однако 9 сентября 1798 года, неся караул во дворце, так лихо отдал императору честь «по-гатчински», что вызвал его восхищение, и был в чине прапорщика восстановлен.


В ночь с 11 на 12 марта 1801 года С.Н. Марин командовал караулом Преображенского полка в Михайловском дворце и стал участником тех трагических событий, в результате которых был убит император Павел I.


С 1805-го года поручик Марин участвовал в военных кампаниях против французов. В это время он сочинил для Преображенского полка марш «Пойдем, братцы, за границу, бить Отечества врагов», ставший чрезвычайно популярным.


О близости Марина к дому Олениных ярко свидетельствуют два его письма, отправленные из похода в начале сентября 1805 года. В первом из них, от 3-го числа, читаем: «Теперь только понимаю, как приятно получать письмо от людей, любящих меня, как весело думать, читая строки сии, что:

#15

Итак, не все меня забыли

Мои сердечные друзья!

Они минуту уделили —

Как счастлив сей минутой я.

О дружба! Может ли сравниться

С тобою в свете что-нибудь?

Богатством, знатью льзя гордиться,

Но льзя ль найти к блаженству путь?   

#14

Через два дня, 5 сентября, в день именин Елизаветы Марковны Олениной, Марин начинает свое письмо со стихотворного поздравления:

#13

Из мест, где всё теперь в движеньи,

Где от безделья все шумят,

Готовы, где всяк час в сраженьи

Без робости колоть, стрелять;

Где целый день твердят о бое,

Но всякий мыслит о покое,

Не могут Петербург забыть,

Марин, оставя все походы,

Шеренги, отделенья, взводы,

Желает с вами говорить.

Другим он петь войну оставит,

Веселья нет в людей стрелять.

Он именинницу поздравит

И будет счастья ей желать.

Хочу, чтоб [жизнь] ее продлилась,

Плясала, пела, веселилась,

Чтоб был ее покоен дух.

А чтобы было ей не скучно,

Была б с друзьями неразлучно,

Чтоб был здоров ее супруг.

#9

А далее трогательно высказывает признательность Алексею Николаевичу: 

#10

…я не мог сказать, сколь много я вам обязан за ваше ко мне расположение. Не мог, да теперь, кажется, не могу; потому что в двух языках, которые я знаю, не нахожу слов, чтоб изъявить чувствуемую мною за оное благодарность; но вы меня понимаете, вам известно, как приятно человеку быть так как я вам обязан. 

…о прошлом годе. Какая разница! Скажите пожалуйста, фейверк был сего года счастливей? Если лень и дела не помешают вам, пожалуйста, напишите хоть строчку; ей богу, утешение, читая получаемые от любезных людей письма, сравниться ни с чем не может.

#8

Между тем поход обернулся трагедией Аустерлица. В этом сражении Марин был ранен картечью в голову, двумя пулями в грудь и пулей в левую руку навылет и награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость».


5-го сентября 1806 года Сергей Марин вновь принимает активнейшее участие в семейном празднике Олениных, о котором он вздыхал год назад: на сей раз к именинам Елизаветы Марковны был подготовлен спектакль по пьесе, написанной Мариным специально для этого торжества. Одноактная пародия на трагедию Я. Княжнина «Дидона» (известный сюжет из «Энеиды» Вергилия) так и называлась — «Превращённая Дидона». Марин сам исполнял главную роль — Энея, покидающего возлюбленную:

#7

Я еду! Рок велит, оракул так толкует.

Отец мой и Зевес меня взашеи суют.

Один грозит прибить, другой желает сжечь,

А могут согласясь легко меня посечь,

Так видишь, расстаюсь с тобою я невольно.

Плохая тут любовь, спине где будет больно.

#6

В 1807 году Марин вновь участвует в боевых действиях: 14 июня под Фридландом он получил контузию осколком гранаты; был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени и золотой медалью «Земскому войску». В августе был пожалован во флигель-адъютанты и в конце ноября отправлен в Париж с депешей от Александра I к Наполеону.


6 июня 1809 года Марин произведен в полковники, прикомандирован в Тверь к особе принца Георга Ольденбургского.


В ходе Отечественной войны 1812 года С.Н. Марин исполнял обязанности дежурного генерала при главнокомандующем 2-й Западной армией князе П.И. Багратионе, при этом продолжая находиться в свите Александра I. В октябре 1812 года получил отпуск для лечения и возвратился в Петербург.

Умер Сергей Никифорович Марин 9 (21) февраля 1813 года в возрасте 37 лет. С воинскими почестями он был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.


В журнале «Сын Отечества» (1813, часть 4) появилось краткое извещение: 

#5

Февраля 9 скончался здесь, в Санкт-Петербурге, его императорского величества флигель-адъютант, полковник и кавалер Сергей Никифорович Марин, к сожалению друзей своих и всех любителей литературы…

#4

А год спустя, 19 марта 1814 года, русская гвардия входила в Париж, и победители пели строки «Преображенского марша», сочиненные еще перед началом войны в 1805 году не дожившим до победы русским поэтом и офицером Сергеем Мариным:

#3

Пойдем, братцы, за границу

Бить Отечества врагов.

Вспомним матушку-царицу,

Вспомним, век ее каков!..

#2

С.Н. Марин вошел в историю русской литературы как выдающийся поэт-сатирик. Его творческое наследие включает в себя около 200 стихотворений, в том числе пародии, эпиграммы, песни, романсы, дружеские послания, посвящения, мадригалы и экспромты, пародийную трагедию «Превращённая Дидона» и две переводные трагедии с французского («Медея» Лонжпьера и «Меропа» Вольтера). 

Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Портрет Сергея Никифоровича Марина

Время создания
1819
Место создания
Россия
Размер
24,2x18,8 см
Техника
бумага, пастель
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%