Медальоны Федора Петровича Толстого — серия из 20 рельефов с аллегорическими сценами в духе классицизма, созданных художником Ф. П. Толстым после победы в Отечественной войне 1812 года и заграничных походов русской армии в 1813–1814 гг.
Трагические события войны 1812 года и подвиги её героев составили в русском искусстве особую тему — тему защиты отечества. Она воплотилась в самых разных жанрах и формах изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
Появлению знаменитой серии медалей Ф.П. Толстого предшествовал манускрипт Алексея Николаевича Оленина, к которому он приступил в январе 1813 г., через несколько дней после изгнания неприятеля за пределы России.
Поручение заняться воплощением памяти о знаменитых событиях Отечественной войны 1812 г. в медалях он получил от императрицы Елизаветы Алексеевны. По свидетельству Оленина, императрица сама задала и некую программу проектов медалей — единение и «единодушие» всех сословий русского народа в борьбе с нашествием.
Первая медаль была посвящена именно этой теме и называлась «На единодушное ополчение русского народа в 1812 году». За ней следовали медали, прославляющие истребление и изгнание врага из пределов России, а также посвященные русской пехоте и коннице. В рисунках были запечатлены события заграничных походов 1813-го и 1814 -го годов — известные сражения при Кульме, под Дрезденом, Бриенном и при Фер-Шампенуазе. Последние две медали серии посвящены вступлению русской армии в Париж и заключению мира с Францией.
Всего в рукописи содержится 12 оригинальных рисунков проектов медалей на события войны 1812–1814 гг. Рисунки выполнил постоянный сотрудник Оленина художник Иван Алексеевич Иванов. Свой труд Алексей Николаевич посвятил императору Александру I. 9 августа 1814 г. материалы были представлены вдовствующей императрице Марии Федоровне, и, очевидно, получили высочайшее одобрение, так как вскоре автор стал готовить рукопись к печати. Издана она была в 1817 г. к пятилетней годовщине Отечественной войны в ограниченном количестве экземпляров (около 50 шт.). В продажу Оленин книгу не пустил, поднес ее только членам императорской семьи, отдельным библиотекам и ряду друзей.
Ф.П. Толстой приступил к работе над медальонами в 1814-м, а закончил ее в 1836 году.
До сих пор эта серия считается лучшим произведением русского медальерного искусства XIX века.
Ф.П. Толстой вручную вырезал в металле штемпели — формы для последующего многократного воспроизведения композиций, что обеспечило безукоризненную передачу скульптурной пластики при многочисленных отливках в форму. Основой для создания штемпелей служили авторские модели, сделанные из воска на аспидных (грифельных) досках.
Гипсовые барельефы не защищались дополнительным покрытием — тонировкой или пропиткой, поэтому произведения этого круга зачастую оформлялись в застекленную раму-футляр.
Именно серия, отображающая события Отечественной войны 1812 г. принесла Ф.П. Толстому наивысший успех и признание, а сами произведения остались в истории скульптуры непревзойдёнными шедеврами русского медальерного искусства эпохи классицизма.
Барельеф «Тройственный Союз» представляет собой восьмиугольной формы медальон с выступающим бортом белого цвета, в центре которого на круглом светло-голубом поле на белом горизонтальном подиуме изображены три союзных правителя, рукопожатием закрепляющих союз. Два из них в рыцарском вооружении: слева прусский король Фридрих Вильгельм III, справа — австрийский император Франц I. Третий, стоящий посередине и изображенный анфас, с поднятой вверх левой рукой — Александр I в боевом древнерусском одеянии.
Ниже на голубом фоне рельефная надпись в две строки: «Тройственный союз 1813».
Медальон поступил в музей от коллекционера Н.К. Меншиковой в 1984 году.
Сегодня его можно видеть в экспозиции «Галерея».