Художник Орест Кипренский писал политика Алексея Корсакова дважды. Один из портретов хранится в Государственном Русском музее, а второй в 1929 году поступил из Государственного музейного фонда в Томский областной художественный музей. По неизвестной причине герой, изображенный на полотне, был безымянным, а картина называлась «Читающий у свечи». Имя персонажу вернули в 1985 году искусствоведы Яков Брук и Евгения Петрова. В то время шла подготовка всесоюзной выставки к 200-летию со дня рождения Ореста Кипренского. Исследователи нашли описание портрета в стихотворном послании поэта Дмитрия Хвостова «П.П. Свиньину»:
#1
Орест Кипренский
Портрет А.И. Корсакова
#2
#4
…Но честь Кипренского, и слава, и венец —
Корсаков: все в нем истощено искусство,
Приятство на лице, в глазах доброты чувство,
Сидит облокотясь, в халате, при огне,
Решает, кажется, спор муз на полотне.
Все думают, что он вниманья взором,
Беседует немым с Рембрандтом разговором…
Корсаков: все в нем истощено искусство,
Приятство на лице, в глазах доброты чувство,
Сидит облокотясь, в халате, при огне,
Решает, кажется, спор муз на полотне.
Все думают, что он вниманья взором,
Беседует немым с Рембрандтом разговором…
#5
Алексей Корсаков родился в 1751 году. Он был сыном помещика. При Павле I получил звание генерала артиллерии, в царствование Александра I переведен на гражданские должности — президента Берг-коллегии (управления горнорудной промышленностью), директора Горного корпуса и сенатора. Корсаков был известен как знаток живописи и коллекционер. Его картинную галерею знали и посещали многие его современники.
В коллекции Корсакова даже была картина Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа». Неизвестно, как она попала к коллекционеру. После его смерти полотно выкупил купец-рыбопромышленник Александр Сапожников. «Мадонна» хранилась в его семье, пока в 1914 году внучка купца Мария Бенуа не продала ее Эрмитажу.
В XIX веке существовало несколько видов портретов, среди них выделяли парадные и камерные. Главная задача парадного полотна — показать высокое положение человека. Эту задачу решали богато обставленные интерьеры, дорогие одежды, ордена и другие отличительные знаки. На таких картинах часто приукрашивали действительность: изображали героев в театральных позах, женщинам выписывали идеальный овал лица, а полководцам — царственную осанку.
На камерных портретах герои представали в естественных позах, без регалий, которые указывали на их социальный статус. В XIX веке на их основе появился жанр домашнего портрета. Работа из собрания Томского областного художественного музея относится именно к нему.
Орест Кипренский погрузил фигуру Корсакова в лаконичную обстановку, в тень. Герой портрета изображен в домашнем теплом халате. Густой, вязкий, тянущийся мазок усиливает выразительность его черт. Свеча — единственный источник света — освещает только его лицо и рабочий стол.
В коллекции Корсакова даже была картина Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа». Неизвестно, как она попала к коллекционеру. После его смерти полотно выкупил купец-рыбопромышленник Александр Сапожников. «Мадонна» хранилась в его семье, пока в 1914 году внучка купца Мария Бенуа не продала ее Эрмитажу.
В XIX веке существовало несколько видов портретов, среди них выделяли парадные и камерные. Главная задача парадного полотна — показать высокое положение человека. Эту задачу решали богато обставленные интерьеры, дорогие одежды, ордена и другие отличительные знаки. На таких картинах часто приукрашивали действительность: изображали героев в театральных позах, женщинам выписывали идеальный овал лица, а полководцам — царственную осанку.
На камерных портретах герои представали в естественных позах, без регалий, которые указывали на их социальный статус. В XIX веке на их основе появился жанр домашнего портрета. Работа из собрания Томского областного художественного музея относится именно к нему.
Орест Кипренский погрузил фигуру Корсакова в лаконичную обстановку, в тень. Герой портрета изображен в домашнем теплом халате. Густой, вязкий, тянущийся мазок усиливает выразительность его черт. Свеча — единственный источник света — освещает только его лицо и рабочий стол.
#3
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Портрет А.И. Корсакова
Время создания
1808 год
Размер
65x55 см
Техника
холст, масло
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться