Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Значимые предметы экспозиции»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Статуя. Антиной

Время создания
первая треть XIX века (?)
Место создания
Франция
Размер
64x24x25 см
Техника
бронза, литье, патинировка
0
Открыть в приложении
#3
Бронзовая статуя Антиноя, выполненная по античному оригиналу — мраморной римской реплике — Антиной Капитолийский — с древнегреческого оригинала, украшает интерьер Кабинета Господского дома. Антиной был фаворитом и возлюбленным римского императора Адриана.


В начале XVIII века Конте Джузеппе Феде, потомственный археолог и коллекционер, скупил земельные участки в Тиволи на месте виллы императора Адриана, где начал проводить раскопки. Он обнаружил обломки множества скульптур, четыре из которых удалось восстановить. Самой знаменитой из них стала статуя, известная под названием Капитолийский Антиной. Феде продал статую Антиноя другому собирателю древностей, Алессандро Альбани, коллекционеру и меценату, и она стала венцом всей его коллекции. Но уже через несколько лет Альбани перепродал статую папе Клименту XII.

У найденной статуи левая рука и левая нога были отбиты, но скульптор Пьетро Браччи восстановил их, придав руке Антиноя своеобразный риторический жест.

Родиной Антиноя была Вифиния, находящаяся в районе Проливов на северо-западе Малой Азии Предположительно, юноша покинул родной дом в 123 году н. э. Он отправился в Рим, где учился в придворной школе для юношей при дворце императора Адриана; затем юношу могли выбрать для придворной службы приближенные императора, который в это время путешествовал по Римской империи. После возвращения Адриана в Рим произошло знакомство с Антиноем, и юный красавец, присоединился к свите императора, став его возлюбленным, как утверждали некоторые источники.

Поэт Панкрат превозносил качества Антиноя как охотника. В частности, он сохранил историю об охоте Адриана и его фаворита на льва в Ливии. Император позволил юноше нанести зверю решающий удар, но лев успел опередить юношу, сбив его лапой. От верной смерти его спас сам император Адриан. Но вскоре Адриан все же потерял своего любимого Антиноя. Юный вифинец утонул во время плавания по Нилу в последнюю неделю октября 130 года. Гибель юноши могла быть жертвоприношением: Антиной сам бросился в реку, чтобы отвести несчастье от своего повелителя. Аврелий Виктор в труде «О цезарях» писал, что Адриан хотел продлить свою жизнь. Египетские жрецы ответили, что это возможно, если кто-то согласится умереть за него. Антиной, узнав об этом, принес себя в жертву.

Жизнь Антиноя была коротка и не насыщена событиями. А вот после его гибели в Египте, усилиями императора, юный вифинец стал почитаться как бог. Культ юноши достиг беспрецедентных для римской истории масштабов: возводились посвященные ему храмы и алтари, недалеко от места его смерти был основан город Антинополь, его именем назвали новое созвездие, чеканились монеты с его портретами, учреждались праздники и игры, создавались многочисленные скульптуры.

В XVIII веке скульптура Антиной Капитолийский считалась одной из самых красивых древнегреческих статуй. Именно тогда была сочинена красивая легенда о том, будто бы, в подражание грекам, царь Андриан решил увековечить в мраморе своего фаворита. Созданная неизвестным ваятелем статуя подчеркивала его неземную красоту.


Однако в начале XX века специалисты усомнились в том, что это изображение Антиноя, т. к. были другие изображения юноши, мало похожие на знаменитую статую. Есть предположения, что она представляет собой римскую копию греческой статуи Гермеса. Но название Антиной Капитолийский уже прижилось.


В Петродворце Большой каскад украшает большая золоченая статуя Антиноя, выполненная в XVIII веке. Такая же мраморная статуя установлена напротив одного из «Римских» фонтанов.

Возможно, тогда же была выполнена и уменьшенная скульптура из коллекции музея-усадьбы «Приютино».


Мы видим прекрасного юношу, стоящего, опираясь на одну ногу, выдвинутую чуть вперед, другую слегка согнув в колене. Его голову, слегка склоненную к правому плечу, обрамляют короткие мягкие волнистые волосы, ниспадающие на лоб. Вдумчивое, меланхолическое выражение лица. Статуя покоится на круглом профилированном плинте. На подошве плинта имеются надписи: «23754» и «JA». Клеймо латинскими буквами «JA» — знак осмотра изделия. Клеймо принадлежало Иоганну Аллениусу (Allenius, Johann Konstantin), который в 1898–1908 гг. осматривал торгово-промышленные заведения в качестве депутата.

Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Статуя. Антиной

Время создания
первая треть XIX века (?)
Место создания
Франция
Размер
64x24x25 см
Техника
бронза, литье, патинировка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%