Более полувека во всей документации Приморской картинной галереи эта картина называлась «Портретом неизвестного в шубе». Автор полотна указан не был.
Старший научный сотрудник музея Ольга Батиевская, работая в архивах Государственной Третьяковской галереи, откуда во Владивосток и поступила эта картина, обнаружила приписку «типа Кипренского» в инвентарной карточке работы. Исследователь определила, что данный портрет аналогичен по композиции «Портрету Шишмарева», который создал Орест Кипренский.
В 1982 году Государственный Русский музей провёл технико-технологическую экспертизу «Портрета неизвестного» и подтвердил, что его действительно написал Орест Кипренский. В заключении специалистов Русского музея было указано: «моделировка лица, деталей одежды, живопись фона, набор пигментов, характер кракелюра… позволили подтвердить авторство Кипренского и установить дату 1816—1819».
Однако личность портретируемого так и осталась загадкой. Специалисты выдвигали разные теории. Одним герой картины казался похожим на философа и публициста Петра Чаадаева. Другие считали, что Кипренский написал уважаемого дипломата, возможно, англичанина. Третьи предполагали, что на портрете изображён грузинский князь Петр Шаликов (Шаликашвили) — друг Николая Карамзина, Ивана Крылова, Александра Пушкина и Константина Батюшкова. Однако веских доказательств ни одна теория не имела, поэтому «Портрет неизвестного в шубе» сохранил своё первоначальное название до наших дней.
Орест Кипренский был первым русским художником романтического направления. Его воспитывал Адам Швальбе — крепостной немецкого происхождения, однако на самом деле отцом Ореста был помещик Алексей Дьяконов, который дал внебрачному сыну вольную ещё в детстве и всячески его поддерживал.
С шести лет Кипренский учился в Воспитательном училище при Академии художеств, затем стал студентом самой Академии и попал в класс исторической живописи. Однако ведущим жанром в его творчестве стал портрет.
Орест Кипренский сознательно отходил от холодной рассудочности портретов эпохи классицизма, изображал своих моделей в счастливые моменты их жизни и пытался отразить их лучшие душевные черты, писал открытые и одухотворенные лица.
Кипренский часто обращался к опыту европейской живописи XVII века, вдохновлялся произведениями Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка. «При виде творений гениев рождается смелость, которая в одно мгновение заменяет несколько лет опытности», — писал художник.
В подражании живописцам прошлого Кипренский достиг такого мастерства, что некоторые его картины современники сочли старинными.
Старший научный сотрудник музея Ольга Батиевская, работая в архивах Государственной Третьяковской галереи, откуда во Владивосток и поступила эта картина, обнаружила приписку «типа Кипренского» в инвентарной карточке работы. Исследователь определила, что данный портрет аналогичен по композиции «Портрету Шишмарева», который создал Орест Кипренский.
В 1982 году Государственный Русский музей провёл технико-технологическую экспертизу «Портрета неизвестного» и подтвердил, что его действительно написал Орест Кипренский. В заключении специалистов Русского музея было указано: «моделировка лица, деталей одежды, живопись фона, набор пигментов, характер кракелюра… позволили подтвердить авторство Кипренского и установить дату 1816—1819».
Однако личность портретируемого так и осталась загадкой. Специалисты выдвигали разные теории. Одним герой картины казался похожим на философа и публициста Петра Чаадаева. Другие считали, что Кипренский написал уважаемого дипломата, возможно, англичанина. Третьи предполагали, что на портрете изображён грузинский князь Петр Шаликов (Шаликашвили) — друг Николая Карамзина, Ивана Крылова, Александра Пушкина и Константина Батюшкова. Однако веских доказательств ни одна теория не имела, поэтому «Портрет неизвестного в шубе» сохранил своё первоначальное название до наших дней.
Орест Кипренский был первым русским художником романтического направления. Его воспитывал Адам Швальбе — крепостной немецкого происхождения, однако на самом деле отцом Ореста был помещик Алексей Дьяконов, который дал внебрачному сыну вольную ещё в детстве и всячески его поддерживал.
С шести лет Кипренский учился в Воспитательном училище при Академии художеств, затем стал студентом самой Академии и попал в класс исторической живописи. Однако ведущим жанром в его творчестве стал портрет.
Орест Кипренский сознательно отходил от холодной рассудочности портретов эпохи классицизма, изображал своих моделей в счастливые моменты их жизни и пытался отразить их лучшие душевные черты, писал открытые и одухотворенные лица.
Кипренский часто обращался к опыту европейской живописи XVII века, вдохновлялся произведениями Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка. «При виде творений гениев рождается смелость, которая в одно мгновение заменяет несколько лет опытности», — писал художник.
В подражании живописцам прошлого Кипренский достиг такого мастерства, что некоторые его картины современники сочли старинными.