В творчестве Василия Тропинина отразился постепенный переход от XVIII к XIX столетию. Тропинин был крепостным художником графа Ираклия Моркова, по вине своего хозяина не успел доучиться в Императорской Академии художеств. В зрелом возрасте, после получения вольной, художник обосновался в Москве и вскоре стал одним из самых популярных и востребованных отечественных портретистов.
Портрет П.И. Сапожниковой
Время создания
1826 год
Размер
87x67 см
Техника
холст, масло
3
Открыть в приложении#3
Тропинин В.А.
Портрет П.И. Сапожниковой
#2
#4
В журнале «Отечественные записки» в то время вышел хвалебный отзыв о его картинах:
«Тропинин, крепостной человек графа Моркова. Он также учился в Академии художеств и имеет счастливое дарование и склонность к живописи. Колорит его похож на Тицианов».
#5
Многие просвещенные люди, узнав, что Тропинин был крепостным, начали требовать от Моркова вольной для талантливого живописца. Но граф долго не хотел отпускать художника и даровал ему свободу, лишь когда Тропинину исполнилось 47 лет.
Василий Тропинин писал портреты в традициях сентиментализма. Своих героев он изображал в расцвете лет и красоты, раскрывал на полотнах их лучшие душевные качества. Тропинин чаще всего писал моделей в домашней обстановке, где они чувствовали себя комфортно и потому выглядели органично и непринужденно.
Портрет Пелагеи Сапожниковой художник создал в 1826 году, в период творческого подъема. Сапожникова (в девичестве — Ростовцева) происходила из купеческого сословия, но в первом поколении уже была дворянкой.
Композиция картины проста. Героиня сидит в спокойной позе, опираясь локтем на столик. Она держится естественно, просто, сдержанно и выглядит элегантно и достойно. Художник изобразил Сапожникову в платье из бархата глубокого зеленого цвета с прозрачными кружевами, в жемчужном ожерелье с изумрудом и изумрудных серьгах в виде желудей. Завитые локоны женщины украшены кружевными лентами.
В этом портрете отразились черты стиля Тропинина 1820–1830-х годов: насыщенный колорит, свободная манера письма, а также лиричное изображение героини.
По задумке художника, эта картина должна была экспонироваться вместе с портретом супруга Сапожниковой — купца первой гильдии Александра Сапожникова. Сапожниковы были известными астраханскими торговцами и рыбопромышленниками. Семья обладала внушительным состоянием, которое позволило им собрать богатую коллекцию изобразительного искусства. Например, в их собрании находилось знаменитое полотно Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», которое в 1914 году Леонтий и Мария Бенуа (в девичестве — Сапожникова) передали Государственному Эрмитажу.
Василий Тропинин писал портреты в традициях сентиментализма. Своих героев он изображал в расцвете лет и красоты, раскрывал на полотнах их лучшие душевные качества. Тропинин чаще всего писал моделей в домашней обстановке, где они чувствовали себя комфортно и потому выглядели органично и непринужденно.
Портрет Пелагеи Сапожниковой художник создал в 1826 году, в период творческого подъема. Сапожникова (в девичестве — Ростовцева) происходила из купеческого сословия, но в первом поколении уже была дворянкой.
Композиция картины проста. Героиня сидит в спокойной позе, опираясь локтем на столик. Она держится естественно, просто, сдержанно и выглядит элегантно и достойно. Художник изобразил Сапожникову в платье из бархата глубокого зеленого цвета с прозрачными кружевами, в жемчужном ожерелье с изумрудом и изумрудных серьгах в виде желудей. Завитые локоны женщины украшены кружевными лентами.
В этом портрете отразились черты стиля Тропинина 1820–1830-х годов: насыщенный колорит, свободная манера письма, а также лиричное изображение героини.
По задумке художника, эта картина должна была экспонироваться вместе с портретом супруга Сапожниковой — купца первой гильдии Александра Сапожникова. Сапожниковы были известными астраханскими торговцами и рыбопромышленниками. Семья обладала внушительным состоянием, которое позволило им собрать богатую коллекцию изобразительного искусства. Например, в их собрании находилось знаменитое полотно Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», которое в 1914 году Леонтий и Мария Бенуа (в девичестве — Сапожникова) передали Государственному Эрмитажу.
#6
Астраханская картинная галерея им. П. М. Догадина
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Портрет П.И. Сапожниковой
Время создания
1826 год
Размер
87x67 см
Техника
холст, масло
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться