Император Павел I — мистическая и неоднозначная фигура российского престола. До момента рождения и после смерти его судьба была предметом обсуждений и слухов. Рыцарь Мальтийского ордена, правнук Петра Первого, отец десятерых детей, Павел I за неполных пять лет правления успел совершить военные, церковные реформы и переменить законы престолонаследия. Современники писали о нем как о «самом некрасивом человеке в империи», сохранилось множество описаний внешности Павла Петровича и десятки портретов кисти русских и европейских мастеров. Один из них — «Портрет Павла Первого» Иоганна Баптиста Лампи Старшего, написанный накануне коронации императора.
Иоганн Баптист Лампи Старший — австрийский живописец, график, миниатюрист. Был приглашен в Россию Екатериной Великой и пробыл при дворе пять лет. Александр I, князь Николай Юсупов, князь Григорий Потёмкин — вот неполный список парадных портретов, написанных им в Санкт-Петербурге. За портрет Екатерины II в полный рост Лампи Старший получил солидное денежное вознаграждение и ежемесячное жалование. Лампи Старший стал почетным вольным общником Императорской Академии художеств, преподавал русским живописцам и составил «Сочинение о правилах и статусе Императорской Академии художеств». Художник сознательно приукрашал внешность портретируемых, но оставался в рамках действительности.
«Портрет Павла Первого» стал, возможно, последней работой Лампи Старшего в России. По указу Павла I художнику перестали выплачивать государственный пенсион, и он был вынужден вернуться в Вену. Лампи Старший сохранил преданность живописному делу и сумел передать его своим потомкам. Его сын, Иоганн Баптист Лампи — младший, наследовал художественную мастерскую отца в Вене и продолжил его дело.
Картины Иоганна Баптиста Лампи Старшего находятся во многих музейных собраниях Европы, в том числе в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Национальном музее в Варшаве, Академии изобразительных искусств в Вене. По словам искусствоведа Эриха Голлербаха, Лампи Старший сумел «в обобщенной характеристике запечатлеть современный ему тип людей, коллективное лицо русской аристократии екатерининского времени».
Иоганн Баптист Лампи Старший — австрийский живописец, график, миниатюрист. Был приглашен в Россию Екатериной Великой и пробыл при дворе пять лет. Александр I, князь Николай Юсупов, князь Григорий Потёмкин — вот неполный список парадных портретов, написанных им в Санкт-Петербурге. За портрет Екатерины II в полный рост Лампи Старший получил солидное денежное вознаграждение и ежемесячное жалование. Лампи Старший стал почетным вольным общником Императорской Академии художеств, преподавал русским живописцам и составил «Сочинение о правилах и статусе Императорской Академии художеств». Художник сознательно приукрашал внешность портретируемых, но оставался в рамках действительности.
«Портрет Павла Первого» стал, возможно, последней работой Лампи Старшего в России. По указу Павла I художнику перестали выплачивать государственный пенсион, и он был вынужден вернуться в Вену. Лампи Старший сохранил преданность живописному делу и сумел передать его своим потомкам. Его сын, Иоганн Баптист Лампи — младший, наследовал художественную мастерскую отца в Вене и продолжил его дело.
Картины Иоганна Баптиста Лампи Старшего находятся во многих музейных собраниях Европы, в том числе в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Национальном музее в Варшаве, Академии изобразительных искусств в Вене. По словам искусствоведа Эриха Голлербаха, Лампи Старший сумел «в обобщенной характеристике запечатлеть современный ему тип людей, коллективное лицо русской аристократии екатерининского времени».