Портретный жанр второй половины XVIII столетия был самым востребованным в российском обществе, особенно в придворных кругах. По этой причине многие европейские художники стремились попасть в Санкт-Петербург.
Одной из самых заметных фигур среди них был художник Иоганн Баптист Лампи Старший. К числу парадных портретов принадлежит портрет Екатерины II, написанный этим австрийским мастером в 1793 году.
Иоганн Баптист Лампи родился в семье художника Матиаса Лампа, отец дал сыну первоначальное художественное образование. Он писал плафоны, напрестольные образа для церквей, исторические картины и уже в 25 лет был избран членом Веронской Академии художеств. Жил и работал в Вене, в Варшаве.
В январе 1792 года Иоганн Лампи был приглашен Екатериной II в столицу Российской империи, где работал на протяжении пяти лет. За этот период он написал множество полотен, среди них — портреты императрицы, придворных и знати. По воспоминаниям современников, Екатерина II позировать не любила, но для Иоганна Баптиста Лампи сделала исключение, ведь он считался мастером парадного портрета.
В Государственном Эрмитаже находится большой парадный портрет императрицы Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины, который был создан художником в 1793 году. Его размеры составили 290 на 208 сантиметров.
В Русском музее хранится фрагментарный вариант этой работы. Он представляет собой небольшой погрудный портрет Екатерины II размером 68,5 на 54,5 сантиметра. Работа поступила в Русский музей из Военно-морского музея города Ленинграда в 1932 году. Изображение в точности повторяет изображение императрицы с полотна, которое хранится в Эрмитаже. Совпадает расположение и разворот фигуры модели, а также костюм и аксессуары.