На академических выставках второй половины XIX — начала XX века наибольшее внимание зрителя привлекали произведения профессора петербургской Академии художеств Владимира Донатовича Орловского. Картина «Вечер. Берег моря» из собрания Севастопольского художественного музея — одна из лучших картин среди романтизированных морских пейзажей художника.
По окончании Академии художеств с золотой медалью Владимир Орловский был отправлен на три года в пенсионерскую поездку в Западную Европу. Художник работал в Париже, Швейцарии и Италии, где начал писать марины и добился значительных успехов. По возвращении в Россию еще в течение нескольких лет он писал этюды и натурные зарисовки. Орловский создавал большие эффектные картины и впоследствии за шесть из них в 1874 году был удостоен звания академика. В их числе и работа из севастопольского собрания, экспонировавшаяся в 1874 году на академической выставке под названием «Закат солнца. Porto d’Anza», а в 1882-м — на всероссийской в Москве.
Полотно было сразу же приобретено коллекционером Козьмой Солдатёнковым, но после смерти, согласно его завещанию, картину передали в Румянцевский музей. Картина «Вечер. Берег моря» репродуцировалась в музейных дореволюционных каталогах как одна из лучших работ мастера и только после расформирования музея оказалась в Севастополе.
На картине изображен находящийся в сорока километрах
от Рима приморский городок на Тирренском побережье — Порто
д’Анцио. Здесь строились многочисленные виллы, и самой знаменитой была
вилла Нерона, которую называли «археологическим чудом», но, к сожалению,
уже в XIX веке от нее мало что сохранилось. О запустении этого
живописного уголка, своих ожиданиях и разочаровании прекрасно писал
Александр Бенуа, побывавший там через два десятилетия после Орловского. Вероятно, поэтому Владимир Донатович и не вдохновился остатками руин
дворца, а писал «неказистую рыбацкую гавань», «уходящий» день, «изучал
пластические позы» ленивых портоданцези и любовался
«кристаллически-прозрачной изумрудной водой».