Предназначение Алексея Михайловича Корина было определено с самых ранних лет. Он принадлежал к древнему роду палехских иконописцев и всю свою жизнь посвятил искусству. Яркий представитель московской школы живописи, член Товарищества передвижных художественных выставок, Алексей Михайлович одинаково полно выразил себя в разных жанрах: в бытовой картине, портрете, пейзаже. Художник увлеченно занимался монументальным искусством, книжной иллюстрацией, реставрацией церквей и храмов.
Корин активно участвовал в выставках, побеждал в художественных конкурсах, его картины получали высокие отзывы таких маститых ценителей искусства, как И.Е. Репин и В.В. Стасов. Его замечательную картину «Больной художник», показанную в 1892 году, приобрел для своей коллекции П.М. Третьяков.Жанровая живопись Корина характерна для «поздних» художников-передвижников, которые часто писали небольшие картины на сюжеты из повседневной российской жизни. Работы Корина, как правило, отличаются камерностью, интимностью образов, почти не выходят за рамки семейного и дружеского общения.
Картина «Опять провалился» из собрания Калужского музея изобразительных искусств была написана Кориным вскоре после успешного окончания училища. Произведение молодого художника впервые экспонировалось в 1891 году на XIX передвижной выставке, где он успешно дебютировал.
Автор изобразил сцену из жизни бедной городской семьи, надежда которой, будущий кормилец, провалился на очередном экзамене в гимназии. Художник с сочувствием изобразил стоящего с виноватым видом долговязого гимназиста, отчаянное лицо матери и беспечно рисующую младшую сестренку. Большое внимание в картине уделено деталям скромной обстановки, где каждый предмет имеет свое место, играет определенную смысловую роль. Позы, жесты, выражение лиц — все подчинено раскрытию сложного душевного состояния героев. Особенно впечатляет образ матери, целиком погрузившейся в свои невеселые думы. В ее выразительном облике предстала теща художника, Александра Флегонтовна Аммосова.
Автору удалось через реалистическую пластику и тонкое цветовое решение создать особое настроение, атмосферу напряженной тишины, которая предшествует дальнейшим событиям. Композиция, «срежиссированная» живописцем и построенная по принципу театральной мизансцены, превращает картину в своеобразную живописную новеллу.