Алексей Корин принадлежал к роду потомственных иконописцев-ремесленников из села Палех. Профессия передавалась из поколения в поколение, и художник в юности учился иконописи у своего дяди Дмитрия Николаевича, затем в школе при Троице-Сергиевой лавре и в мастерской Василия Шокорева в Москве. Солидный опыт в рисунке и живописи позволили ему поступить сразу в фигурный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которое он окончил в 1889 году с Большой серебряной медалью.
Корин был художником-жанристом, он запечатлевал характерные сценки из быта простых людей. Большое полотно «Трапеза» выделяется на этом фоне. Картина была написана в 1917 году, в переломное для России время. В это же время в творчестве живописца появляются произведения-размышления: «У монастырской стены», «Старая Русь», «Раздумье».
Сохранилось несколько эскизов к картине «Трапеза», самые ранние из них датированы 90-ми годами XIX века. Один из них, из Ярославского художественного музея, подписан так: «Обед странников в Осанниковском монастыре». И если эскизы представляют собой зарисовки и наброски из монастырской жизни, то картина «Трапеза» поднимается до символического уровня. Многофигурная композиция представляет изображение паломников, сидящих за одним длинным столом в ожидании трапезы.
Фигуры выстроены непрерывной вереницей и олицетворяют нескончаемый поток странников, прибывающих в монастырь. Живописная манера и колорит напоминают храмовую роспись. Изображение строгое и лапидарное: ничто не отвлекает от образов, вырастающих в символы. Искусствовед Наталия Корина сравнивает композицию картины с «Троицей» Андрея Рублёва: в центральной части белым цветом платков выделены три фигуры, подобие трех ангелов, — молодая странница и две послушницы, раздающие еду. Одна из них держит красную чашу, над которой возвышается голова странницы в красном платке.
В глубине картины — еще одна послушница
в белом платке, которая тоже раздает пищу. Четыре белые точки образуют
крест. По мнению исследовательницы, странники, сидящие вокруг стола,
олицетворяют русский народ, ищущий дорогу к Правде. Весь строй композиции
и название «Трапеза» говорят об идее объединения людей
на духовной основе. Особо выделяется молодая странница в белом
платке — она, в отличие от других, смотрит прямо
на зрителя. В ней Наталия Корина видит символ России, «много раз
стоящей на пороге гибели, но каждый раз воскресающей для новой
духовной жизни».