Василий Никитич Мешков — живописец и график, главным образом портретист, мастер бытового жанра, пейзажист.
Родился в 1867 году в простой рабочей семье. Отец работал в местной пекарне, а мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Рано остался сиротой. С раннего детства начал работать в Задонском монастыре, в котором писал иконы. Первые уроки рисования получил у известного художника Ельца Михаила Николаевича Горшкова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у П.А. Десятова, Е.С. Сорокина, И.М. Прянишникова, В.Д. Поленова, а затем — в Петербургской академии художеств у П.П. Чистякова, выдающегося русского художника и педагога.
В начале 1890-х годов в Ельце началась творческая деятельность художника как мастера-портретиста.
Деятельность художников русской реалистической школы на рубеже XIX–XX веков была крайне разнообразна. Помимо непосредственно профессиональной творческой, активной выставочной, благотворительной работы, многие из них успешно проявили себя на преподавательском поприще. Василий Никитич также преподавал в собственной школе живописи и рисования в Москве с 1892 по 1917 год и в Академии художеств в Ленинграде с 1937 по 1940 год. Среди его учеников — Н.Б. Терпсихоров, Б.Н. Яковлев, В.Н. Яковлев, П.М. Шухмин, а также сын художника, пейзажист В.В. Мешков.
Писал жанровые картины в духе поздних передвижников. Яркий пример этого —«Одиночество», написанное в 1900 году. С большим мастерством он передал антураж помещения, способствующий раскрытию идеи и содержания работы. В этом полотне остро ощущается внутреннее угнетенное состояние изображенного, выражающееся в его слегка расслабленной позе смирения; с закрытыми глазами он словно обращается к самому себе, к своим воспоминаниям и отголоскам прошлого. Изображение построено на контрасте тусклой полупустой комнаты, экзистенциальной тревоги мужчины и освещенного солнцем, наполненного жизнью пейзажа за окном. Мотив раскрытого окна — важный мифопоэтический символ, который устанавливает связь человека с внешним миром, выступая в данном случае образом света, ясности и надежды в будущем.
Родился в 1867 году в простой рабочей семье. Отец работал в местной пекарне, а мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Рано остался сиротой. С раннего детства начал работать в Задонском монастыре, в котором писал иконы. Первые уроки рисования получил у известного художника Ельца Михаила Николаевича Горшкова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у П.А. Десятова, Е.С. Сорокина, И.М. Прянишникова, В.Д. Поленова, а затем — в Петербургской академии художеств у П.П. Чистякова, выдающегося русского художника и педагога.
В начале 1890-х годов в Ельце началась творческая деятельность художника как мастера-портретиста.
Деятельность художников русской реалистической школы на рубеже XIX–XX веков была крайне разнообразна. Помимо непосредственно профессиональной творческой, активной выставочной, благотворительной работы, многие из них успешно проявили себя на преподавательском поприще. Василий Никитич также преподавал в собственной школе живописи и рисования в Москве с 1892 по 1917 год и в Академии художеств в Ленинграде с 1937 по 1940 год. Среди его учеников — Н.Б. Терпсихоров, Б.Н. Яковлев, В.Н. Яковлев, П.М. Шухмин, а также сын художника, пейзажист В.В. Мешков.
Писал жанровые картины в духе поздних передвижников. Яркий пример этого —«Одиночество», написанное в 1900 году. С большим мастерством он передал антураж помещения, способствующий раскрытию идеи и содержания работы. В этом полотне остро ощущается внутреннее угнетенное состояние изображенного, выражающееся в его слегка расслабленной позе смирения; с закрытыми глазами он словно обращается к самому себе, к своим воспоминаниям и отголоскам прошлого. Изображение построено на контрасте тусклой полупустой комнаты, экзистенциальной тревоги мужчины и освещенного солнцем, наполненного жизнью пейзажа за окном. Мотив раскрытого окна — важный мифопоэтический символ, который устанавливает связь человека с внешним миром, выступая в данном случае образом света, ясности и надежды в будущем.