«Мужской портрет» из собрания Музея Республики Саха можно отнести к полупарадной разновидности портрета. Он очень похож на написанный в 1776 году «Портрет Г.Г. Спиридова» кисти Михаила Шибанова, находящийся в Ивановском областном музее. Талантливый самородок из крепостных, с 1783 года «вольный живописец», Михаил Шибанов вошел в историю отечественного искусства как зачинатель крестьянского жанра.
Экспертное заключение специалистов Государственной Третьяковской галереи подтвердило версию о том, что это копия и она сделана не ранее 1789 года. Таким образом, работа датируется концом XVIII — началом ХIХ века.
Перед нами молодой человек, одетый по моде екатерининской эпохи. По сравнению с портретом из Ивановского собрания, при очевидной схожести обоих, портрет из собрания Музея Республики Саха написан в более свободной и мягкой манере, свойственной времени, в которое он был повторен. Следует отметить превосходно переданный характер изображенного — человека благородного не только по происхождению, но и по внутренним качествам.
Григорий Григорьевич Спиридов был младшим из четырех сыновей известного адмирала екатерининской эпохи, героя Чесменского сражения, Григория Андреевича Спиридова. Унаследовал в своем воспитании неподкупность, честность, чувство долга и бесстрашие. Он участник Шведской войны при Екатерине II. При императоре Павле служил полицмейстером Москвы. И уже сравнительно пожилым при Александре I, в 1805 и в 1812 годах, вступил добровольцем в Переславское ополчение и в его рядах во время Отечественной войны участвовал в многочисленных стычках с частями французской армии. После изгнания французов в качестве гражданского губернатора Москвы восстанавливал разрушенный город.
На оборотной стороне портрета ранее была бумажная наклейка с надписью: «Принесъ в даръ Гофмейстеръ двора его императорского Величества и Директор Архива (1841–1872 годы) тайный советникъ К.М. Оболенский». Из доступных источников удалось выяснить, что К.М. Оболенский за время своего правления передал из личной коллекции в Архив свыше 100 портретов членов царской семьи, русских дипломатов и известных государственных деятелей России, к которым относился и Григорий Спиридов.
Экспертное заключение специалистов Государственной Третьяковской галереи подтвердило версию о том, что это копия и она сделана не ранее 1789 года. Таким образом, работа датируется концом XVIII — началом ХIХ века.
Перед нами молодой человек, одетый по моде екатерининской эпохи. По сравнению с портретом из Ивановского собрания, при очевидной схожести обоих, портрет из собрания Музея Республики Саха написан в более свободной и мягкой манере, свойственной времени, в которое он был повторен. Следует отметить превосходно переданный характер изображенного — человека благородного не только по происхождению, но и по внутренним качествам.
Григорий Григорьевич Спиридов был младшим из четырех сыновей известного адмирала екатерининской эпохи, героя Чесменского сражения, Григория Андреевича Спиридова. Унаследовал в своем воспитании неподкупность, честность, чувство долга и бесстрашие. Он участник Шведской войны при Екатерине II. При императоре Павле служил полицмейстером Москвы. И уже сравнительно пожилым при Александре I, в 1805 и в 1812 годах, вступил добровольцем в Переславское ополчение и в его рядах во время Отечественной войны участвовал в многочисленных стычках с частями французской армии. После изгнания французов в качестве гражданского губернатора Москвы восстанавливал разрушенный город.
На оборотной стороне портрета ранее была бумажная наклейка с надписью: «Принесъ в даръ Гофмейстеръ двора его императорского Величества и Директор Архива (1841–1872 годы) тайный советникъ К.М. Оболенский». Из доступных источников удалось выяснить, что К.М. Оболенский за время своего правления передал из личной коллекции в Архив свыше 100 портретов членов царской семьи, русских дипломатов и известных государственных деятелей России, к которым относился и Григорий Спиридов.